Кто достоин раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее? (Откр.5:2-5)

       И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее (Откр.5:2-3)

«Ангел сильный» провозглашает свой вопрос «громким голосом», — то есть так, что его услышал и мир ангельский, и род человеческий, и вообще весь тварный мир и все мироздание. Причем вполне очевидно, что вопрос Ангела не был риторическим, и что свой ответ на этот вопрос вольно или невольно дали все без исключения обитатели вселенной: и все небо, и вся земля, и даже те, кто находится в преисподней.

А поскольку ни в видимом мире, ни в самых потаенных уголках вселенной не нашлось никого, кто дерзнул бы назвать себя достойным «раскрыть сию книгу и снять печати ее», —это означает, что в самом начале главы 5 события как будто «отступили назад», вернувшись к тому времени и к тому состоянию мироздания, когда вопрос «Ангела сильного» еще не имел положительного ответа.

Кроме того, то обстоятельство, что «никто не мог ни на небе, ни под землею раскрыть сию книгу», ни «снять печати ее», ни даже «посмотреть в нее», прямо свидетельствует о том, что под семью печатями была сокрыта величайшая и непостижимая духовная тайна. Так что не только путь спасения рода человеческого и значение этого спасения для всей вселенной (Рим.8:19-23), но даже общие контуры того, чему предопределено совершиться далее, были сокрыты до времени не только от людей, но и от Святых Ангелов.

(И даже в новозаветные времена, когда Небесная книга раскрыта Самим Господом и Спасителем и многие ее тайны возвещаются во всеуслышание, только христиане осознают, в Ком открылись невообразимые для всех прочих обитателей вселенной достоинства и совершенства, позволяющие Ему не просто «принять» Божественное Откровение, но и соделаться Совершителем Божественного Замысла в масштабах всего мироздания.

Так что и ныне, уже после снятия всех печатей и воплощения в видимом мире процессов и событий, которые оставались до времени «тайной за семью печатями», проникнуть в таинственные смыслы происходящего не может никто, кроме членов Его Церкви, сравн. – «…все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть», Лк.10:22)

...............................................................................................................................................

И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (Откр.5:4)

Слова «раскрыть… сию книгу» повторяются в Откр.5:4 в третий раз подряд (первый раз — в вопросе Ангела, второй раз — при отсутствии ответа), — поэтому есть основания предполагать, что в тот момент и в тех обстоятельствах самым важным являлось даже не написанное в «сей книге», но то, что для воплощения в реальность спасительных Божественных Определений эту Небесную книгу необходимо было «взять» и «раскрыть».

Однако исполнить подобную миссию мог только Тот, в Ком откроются соответствующие этому беспрецедентному действию достоинства и совершенства (причем откроются для всей вселенной, то есть так же явно, как для всего неба и всей земли прозвучал вопрос «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?», Откр.5:2).

Кроме того, о том, что в книге Сидящего на престоле были сокрыты смыслы и определения самой что ни на есть жизненной важности, свидетельствует и то обстоятельство, что ап. Иоанн «много плакал» из-за отсутствия во вселенной тех, кто дерзнул бы отозваться на громогласный вопрос-призыв «сильного Ангела». Причем настолько «непростые» слезы апостола не могут объясняться ни обычным разочарованием в ожиданиях из-за отсутствия обнадеживающего ответа, — ни даже крайним человеческим огорчением из-за всеобщей и его собственной немощи.

Этот эпизод имеет самый глубокий и самый масштабный смысл, свидетельствующий о том, что если ни в ком не находится соответствующих достоинств, и в результате никто не сможет «даже посмотреть» в спасительную Небесную книгу, — для человека и человечества нет и не будет никакого утешения, а вся без исключения мировая история есть одна глобальная, непрерывная и бесконечная трагедия.

Другими словами, до прихода Спасителя весь род Адама в духовном смысле был уже умершим, и возвращенным в прах, и преданным забвению. И, чувствуя и разумея это безысходное трагическое состояние, ап. Иоанн оплакивает на небе все человечество, причем делает это так, как оплакивают своих умерших неверующие (то есть безнадежно и безутешно, 1 Фес.4:13).

Более того, подлинную горечь его пророческих слез в новозаветные времена сложно даже вообразить, — ведь ныне, слава Богу, для человека и человечества надежда есть, и эта надежда настолько крепка, что даже при полном осознании собственной греховности уверовавшие в Спасителя не могут ощутить себя лишенными всякой надежды, да еще так, чтобы о ней пришлось говорить «и нет, и не было».

Так что ныне никакое человеческое воображение просто не в состоянии представить ту полноту отчаяния, которой исполнился ап. Иоанн, прикоснувшись к пророческому осознанию истинной и полной безнадежности (тем более после того, как он видел эту надежду собственными очами и провел многие годы в служении этой надежде).

...............................................................................................................................................

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр.5:5)

Слово утешения, тут же посылаемое тайнозрителю через одного из старцев, свидетельствует о том, что возможность раскрыть Небесную книгу и снять с нее печати не подана Спасителю человечества «извне», но продолжает и воплощает Его Собственные достоинства и совершенства (так, чуть ранее и «Ангел сильный» вопрошал не об имеющейся силе и власти, но об особом достоинстве). И если Божественное достоинство Господа пребывало с Ним изначально, — то совершенное человеческое достоинство Иисуса из Назарета, позволившее Ему «раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее», открылось для всех обитателей вселенной через величайшую и невообразимую для ветхого мира Победу Сына Человеческого над вселенским грехом, над диаволом и над самой смертью.

Что касается обращения небесного старца к образу «льва от колена Иуды», — оно прямо свидетельствует об исполнении во Христе Иисусе одного из самых ранних мессианских пророчеств:

Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:9-10)

Кроме того, можно заметить, что от утешительных слов небесного старца и до самого конца пятой главы книга Откровение прорисовывает исполнение и совершение во Христе пророческого видения из книги Даниила, где вознесение Сына Человеческого к престолу Вседержителя соответствовало утверждению во вселенной Непреходящего Царства, собирающего под знамя Благовестия все племена и народы:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:13-14)

Причем весьма знаменательно, что ап. Иоанн видит все это не в загадочных «ночных видениях», точные смыслы которых были сокрытых от пророка Даниила «за завесой времен», — а как явную и очевидную реальность, пребывающую прямо перед его очами, и даже совершающуюся при его непосредственном участии.

Поэтому как чуть ранее «пророческое отчаяние» тайнозрителя воплощалось в реальные и осязаемые человеческие слезы, — так же реально достигает его сердца и то бесподобное утешение, которое даровано человечеству в Победе Господа над грехом и над самой смертью и утверждено в раскрытой Спасителем книге Вечного Благовестия (сравн. – «не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее»).

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Агнец посреди престола (Откр.5:6-7)

Предыдущая статья: Книга в деснице Сидящего на престоле (Откр.5:1)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #никто не мог, ни на небе, ни на земле, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее, Откр.5:3 #и я много плакал что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, Откр.5:4 #вот лев от колена Иудина корень Давидов победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее, Откр.5:5