Найти тему

Камилла, муза и жена Клода Моне, на картинах художников

В статье об "эффекте снега" на полотнах Клода Моне я разместила репродукцию вот такого портрета Камиллы, жены художника.

Клод Моне. Красный платок, портрет мадам Моне. 1873 г. Холст, масло. 100x80 см. Музей изящных искусств, Кливленд, штат Огайо, США
Клод Моне. Красный платок, портрет мадам Моне. 1873 г. Холст, масло. 100x80 см. Музей изящных искусств, Кливленд, штат Огайо, США

И один из комментаторов (кстати, ценящий искусство и неплохо в нём разбирающийся. Ну и человек очень хороший) в шутку заметил, что мадам Моне здесь похожа на крестьянку из-под Рязани. А мне подумалось, что Камилла, вдохновлявшая Клода на создание многих шедевров, неоднократно была запечатлена на полотнах Моне и его друзей-импрессионистов. И представала на этих картинах в самых разных образах. И мне захотелось об этом рассказать.

Камилла Донсье. Фото 1871 г.
Камилла Донсье. Фото 1871 г.

Камилла Донсье ( Camille Doncieux, 1847-1879) познакомилась с Клодом Моне, когда ей было 18 лет, а молодому художнику — 25. Где и как это произошло, неизвестно. Но, когда Моне писал "Завтрак на траве", намереваясь представить картину на Парижском салоне 1866 года, для женских фигур (возможно, что для всех) ему позировала Камилла, а для мужских — друг, художник Фредерик Базиль. Работу Моне начал летом 1865 года, ездил в лес Фонтенбло на этюды, а потом писал в своей мастерской.

Клод Моне. Базиль и Камилла. Этюд к картине "Завтрак на траве". 1865 г. Холст, масло. 93 x 68.9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Клод Моне. Базиль и Камилла. Этюд к картине "Завтрак на траве". 1865 г. Холст, масло. 93 x 68.9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Первоначально исполнив меньший вариант композиции размерами 130 × 181 см (этот вариант сейчас находится в Пушкинском музее в Москве), Моне начал его переносить на холст высотой 4 метра и длиной 6 метров. Писать картину таких огромных размеров было нелегко. Столкнувшись с проблемами, Моне несколько раз переписывал картину и в результате окончательно испортил полотно и прекратил работу над ним.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. Холст, масло. 130 x 181 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. Холст, масло. 130 x 181 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Чтобы хоть что-то показать на Салоне, зимой 1866 года Клод решил написать большое полотно, женскую фигуру в натуральную величину. Для этой картины ему снова позировала Камилла, молодая натурщица, брюнетка с темно-карими глазами.

Клод Моне. Дама в зелёном платье. 1866 г. Холст, масло. 231×151 см. Кунстхалле, Бремен
Клод Моне. Дама в зелёном платье. 1866 г. Холст, масло. 231×151 см. Кунстхалле, Бремен

Время поджимало, работать надо было быстро. Моне написал картину за четыре дня. Сам очень устал, вымотана была и натурщица. Но такое напряжение сил было не напрасно, "Дама в зелёном" принесла художнику большой успех, критики приняли картину очень благосклонно.
Тем не менее, финансовое положение художника оставалось сложным, картины практически не продавались.

Осаждаемый кредиторами, Моне уехал из Парижа в Севр. И там у него родилась идея написать ещё одно "глобальное" полотно — большую картину с четырьмя фигурами в саду.

Клод Моне. Женщины в саду. 1866 г. Холст, масло. 205 x 255 см. Музей Орсэ, Париж
Клод Моне. Женщины в саду. 1866 г. Холст, масло. 205 x 255 см. Музей Орсэ, Париж

Моделью для всех женских персонажей опять стала Камилла. Полотно было огромно, а художник работал над ним на пленере. Клод выкопал траншею, в которую с помощью лебёдки с блоком опускал картину для написания верхней части.

Жюри Салона 1867 года отвергло "Женщин в саду". К счастью, картину в рассрочку, с выплатами по 50 франков в месяц, приобрел художник Фредерик Базиль. И это стало для Моне существенным подспорьем: Камилла ждала ребёнка.

8 августа 1867 года Камилла родила сына, которого назвали Жан Арман Клод. Мальчика записали как "законного сына Клода Оскара Моне и Камиллы Леонии Донсье, его супруги". С одной стороны, это был подлог, так как Клод и Камилла в то время ещё не были женаты. Но с другой стороны это было признание художником ребёнка и его матери.

Клод Моне. Колыбель. 1867 г. Холст, масло. 116.2x88.8 см. Национальная галерея, Вашингтон, США
Клод Моне. Колыбель. 1867 г. Холст, масло. 116.2x88.8 см. Национальная галерея, Вашингтон, США

Официально Камилла и Клод зарегистрировали свой брак в июне 1870 года. На церемонии присутствовал лишь Густав Курбе.

Какой была Камилла, нам судить трудно. Но нет никаких сомнений, что она любила Клода и разделяла с ним все трудности жизни. В 1878 году у пары родился второй сын — Мишель. Но хрупкое здоровье Камиллы было подорвано и родами, и нелёгкой жизнью, и в 1879 году она умерла, прожив всего 32 года. Смерть жены стала для Клода Моне потрясением.
Он изобразил её на смертном одре.

Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879 г. Холст, масло. 90 x 68 см. Музей Орсе, Париж
Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879 г. Холст, масло. 90 x 68 см. Музей Орсе, Париж

Клод Моне прожил долгую жизнь, стал известным и признанным художником. Пережил и вторую супругу — Алису Ошеде, на которой женился в 1892 году. Но думаю, Камиллу Клод помнил всегда.
И она остаётся живой на полотнах супруга и его друзей. Давайте посмотрим репродукции некоторых из этих картин.

Клод Моне. Камилла с маленькой собачкой. 1866 г.
Клод Моне. Камилла с маленькой собачкой. 1866 г.
Клод Моне. Камилла сидит на побережье в Трувиле. 1870 г. Холст, масло. 45 x 36 см. Частная коллекция
Клод Моне. Камилла сидит на побережье в Трувиле. 1870 г. Холст, масло. 45 x 36 см. Частная коллекция
Клод Моне. Размышление. Мадам Моне на диване. 1871 г. Холст, масло. 48 x 75 см. Частная коллекция
Клод Моне. Размышление. Мадам Моне на диване. 1871 г. Холст, масло. 48 x 75 см. Частная коллекция
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Камиллы Моне. 1872 г. Холст, масло. 61 x 50 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Камиллы Моне. 1872 г. Холст, масло. 61 x 50 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Пьер Огюст Ренуар. Читающая мадам Моне. 1872 г. Холст, масло.  61.3×50.5 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown, штат Массачусетс, США
Пьер Огюст Ренуар. Читающая мадам Моне. 1872 г. Холст, масло. 61.3×50.5 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown, штат Массачусетс, США
Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадам Моне. 1872 г. Холст, масло. Частная коллекция
Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадам Моне. 1872 г. Холст, масло. Частная коллекция
Клод Моне. Камилла Моне в саду. 1873 г. Холст, масло. 59×79.5 см. Частная коллекция
Клод Моне. Камилла Моне в саду. 1873 г. Холст, масло. 59×79.5 см. Частная коллекция
Клод Моне. Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе. 1873 г. Холст, масло. 131x97 см. Частная коллнкция
Клод Моне. Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе. 1873 г. Холст, масло. 131x97 см. Частная коллнкция
Клод Моне. Камилла Моне у окна, Аржантёй. 1873 г. Холст, масло. 60.3×49.8 см. Виргинский музей искусств, Ричмонд, штат Вирджиния, США
Клод Моне. Камилла Моне у окна, Аржантёй. 1873 г. Холст, масло. 60.3×49.8 см. Виргинский музей искусств, Ричмонд, штат Вирджиния, США
Клод Моне. Камилла Моне на садовой скамейке. 1873 г. Холст, масло. 60.6 x 80.3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Клод Моне. Камилла Моне на садовой скамейке. 1873 г. Холст, масло. 60.6 x 80.3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Клод Моне. Маки в Аржантее. (на первом плане Камилла с сыном Жаном). 1873 г. Холст, масло. 50 x 65 см. Музей Орсе, Париж
Клод Моне. Маки в Аржантее. (на первом плане Камилла с сыном Жаном). 1873 г. Холст, масло. 50 x 65 см. Музей Орсе, Париж
Пьер Огюст Ренуар. Камилла Моне и её сын Жан в саду в Аржантёё. 1874 г. Холст, масло. 50x68 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Пьер Огюст Ренуар. Камилла Моне и её сын Жан в саду в Аржантёё. 1874 г. Холст, масло. 50x68 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Клод Моне. Прогулка. Дама с зонтиком. (Камилла Моне и сын Жан). 1875 г. Холст, масло. 100 x 81 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Клод Моне. Прогулка. Дама с зонтиком. (Камилла Моне и сын Жан). 1875 г. Холст, масло. 100 x 81 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Клод Моне. Камилла Моне с ребенком. 1875 г. Холст, масло. 55.3 x 64.7 см. Бостонский музей изящных искусств. Бостон, США
Клод Моне. Камилла Моне с ребенком. 1875 г. Холст, масло. 55.3 x 64.7 см. Бостонский музей изящных искусств. Бостон, США
Клод Моне. Камилла в японском кимоно. 1875 г. Холст, масло. 231.8×142.3 см. Бостонский музей изящных искусств, Бостон
Клод Моне. Камилла в японском кимоно. 1875 г. Холст, масло. 231.8×142.3 см. Бостонский музей изящных искусств, Бостон
Эдуард Мане. Моне и госпожа Моне в лодке. 1874 г. Холст, масло. 82.5×100.5 см. Новая пинакотека. Мюнхен
Эдуард Мане. Моне и госпожа Моне в лодке. 1874 г. Холст, масло. 82.5×100.5 см. Новая пинакотека. Мюнхен
Эдуард Мане. Семья Моне в своём саду в Аржантее. 1874 г. Холст, масло. 61x99.7 см. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Эдуард Мане. Семья Моне в своём саду в Аржантее. 1874 г. Холст, масло. 61x99.7 см. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Клод Моне. Камилла с зелёным зонтиком. 1876 г. Холст, масло. 81x60 см. Частная коллекция
Клод Моне. Камилла с зелёным зонтиком. 1876 г. Холст, масло. 81x60 см. Частная коллекция
Клод Моне. На лугу. 1876 г. Холст, масло. 60.3 x 82 см. Частная коллекция
Клод Моне. На лугу. 1876 г. Холст, масло. 60.3 x 82 см. Частная коллекция
Клод Моне. Камилла Моне в саду у дома в Аржатёе. 1876 г. Холст, масло
Клод Моне. Камилла Моне в саду у дома в Аржатёе. 1876 г. Холст, масло
Клод Моне. Женщина с букетом фиалок. 1878 г. Холст, масло
Клод Моне. Женщина с букетом фиалок. 1878 г. Холст, масло