Найти в Дзене
Маэстро кризиса

Инфляция ведёт к удешевлению дорогих товаров! Как это возможно?

Оглавление

Все мы знаем, что "деньги - кровь экономики". На самом деле это не так. Если бы деньги были у всех, то они бы не имели своей покупательной способности.

Фото из интернета
Фото из интернета

Если у каждого есть деньги на яхту, то откуда взять столько яхт, чтобы удовлетворить заявленный спрос по текущей цене? Выходит, что количество денег в экономике должно быть уравновешено эквивалентным количеством товаров и услуг.

Современные технологии позволяют без труда обеспечить Золотой миллиард всеми необходимыми для жизни товарами и услугами. Еда, интернет, одежда доступны всем. Спасибо научно-техническому прогрессу!

Таким образом удовлетворить свои базовые потребности может каждый. Цивилизация даёт возможность выживать и размножаться тем, кто ещё 100 лет назад с огромной вероятностью не прошел бы фильтр естественного отбора.

Однако потребности людей растут по мере их удовлетворения. Мы уже не хотим есть один хлеб и картошку, мы хотим смузи и стейк. Мы больше не хотим ездить на убитых Жигулях, мы хотим Ауди.

Фото из интернета
Фото из интернета

Проблема в том, что стейков и Ауди на всех не хватает. Предложение ограничено, а потому такой автомобиль могут себе позволить лишь те, кто способен заплатить определенную цену.

Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до уровня его отсечения. Это банальная конкуренция потребителей за ограниченный товар и благодаря ей достигается равновесие на рынке.

Но если стейков и Ауди произвели слишком много, то держать цену и тем более повышать ее не получится. Те, кто хотел купить по заявленной производителем цене уже купили, а чтобы продать излишки нужно снижать цену, что делает товар доступным для более широкой публики.

В рыночной экономике товары роскоши имеют тенденцию к удешевлению и в конечном итоге становятся доступны массам. Автомобили, компьютеры, мобильная связь изначально были доступны очень немногим.

Почему так происходит?

Потому что элитный сектор очень узкий и соответственно быстро насыщаемый. Не так уж много миллиардеров в этом мире. Кроме того у этих миллиардеров постоянно растут запросы (инфляция желаний).

Фото из интернета
Фото из интернета

Проще говоря, затоваривание на элитном рынке происходит в первую очередь, а потому производителю необходимо расширять рынок сбыта за счёт привлечения клиентов из более обширного среднего класса.

Именно по этой схеме происходит движение экономических благ от элит к массам. Проблема в том, что это процесс достаточно долгий, а запросы людей растут намного быстрее, чем производственные мощности могут их удовлетворить.

Другими словами, плебс хочет жить и потреблять как элита и средний класс! Есть потенциальный спрос, но нет платежеспособного спроса.

Возникает патовая ситуация: спрос элиты и среднего класса удовлетворен, а глубинный народ хотел бы купить, но не может себе этого позволить.

Фото из интернета
Фото из интернета

Чтобы поставить товар бедным (30-50 процентов населения) нужно кратно увеличить производственные мощности, а чтобы в свою очередь это сделать нужны колоссальные вложения!

Как решить проблему?

1. Эволюционный путь.

Постепенный процесс смещения спроса от среднего класса к бедным. Плавный рост производства, постепенное снижение себестоимости, постепенная доступность для масс.

По такому эволюционному сценарию развивался авторынок, рынок мобильных телефонов и связь.

2. Революционный (инфляционный) путь.

За счёт кредитной накачки рынка можно создать излишний спрос. Таким образом производители смогут вложить внезапно появившиеся у них деньги в расширение производства и соответственно кратно увеличить предложение товара.

Этот сценарий характерен главным образом для товаров сектора B2B, но и некоторые потребительские товары пошли подобный путь, например недвижимость.

Недостатком второго пути является шоковая инфляция. Товар становится доступен массам. Производитель неизбежно повышает цену, а сверхприбыли вкладывает в расширение производства.

Проблема в том, что спрос быстро вымывается из-за роста цен. Равновесная цена смещается вверх и товар снова становится недоступным для масс и вот тут начинается самое интересное.

Фото из интернета
Фото из интернета

Поскольку сверхприбыли вложены в расширение производства, то через определенный период времени на рынке появляется огромное количество товара. Беда в том, что по текущим ценам они остаются недоступны для большинства.

Какой выход? Снижать цену, чтобы распродать излишки. И о чудо, товар снова становится доступен для широких масс населения. Причём многие могут его купить уже не прибегая к кредитам.

Другими словами:

доступность товара для масс была оплачена за счёт тех, кто в свое время покупал этот товар по завышенной цене, обеспечив тем самым производителей деньгами, которые были ими использованы для расширения производства!

Те кто 2014 году на пике скупал новостройки/котлованы в ипотеку помогли тем, кто покупал их в 2017 году.

Кредитная накачка рынка 2014-2021 гг. помогла строителям кратно увеличить объем вводимого жилья. Города буквально ощетинились человейниками, что в конечном счёте приведет к тому, что они станут доступными.

Инфляция позволяет запустить так называемый инвестиционный цикл. Этот путь ведёт к хроническому дисбалансу спроса и предложения.

Фото из интернета
Фото из интернета

Стройка похожа на нефтяной рынок. Очень длинный инвестиционный цикл и хронический дисбаланс. То нефти мало и ее готовы покупать по 120 долларов, то ее залейся и она не нужна и по 40 долларов.

Производители не могут одномоментно насытить спрос даже если они захлёбывается от денег. На постройку того же дома уходит около трех/пяти лет.

Но и остановить стройку/скважину нельзя даже если спрос нулевой, а цена ниже себестоимости, т.к. это приведет к ещё бо́льшим финансовым потерям.

Уважаемые читатели, мой YouTube-канал Маэстро кризиса начал свое вещание. Если хотите поддержать автора, то пожалуйста подпишитесь на него!

#недвижимость #инвестиции #финансы #экономика #ипотека