Найти в Дзене
ВСЁ О СТОПЕ

РАЗВИТИЕ ДЕСТКОЙ СТОПЫ С РОЖДЕНИЯ ДО 15-16 ЛЕТ

Оглавление

Известно, что стопа ребёнка развивается в среднем до 15-16 лет. До этого возраста развитие стопы можно разделить на 4 периода:

  • Стопа ребенка до 1 года;
  • С первых шагов до 3-4 лет;
  • С 5-8 лет;
  • С 9 до 15-16 лет.

Каждый период имеет свои особенности.

СТОПА РЕБЕНКА ДО 1 ГОДА

-2

Начнём с самого первого периода, когда ребёнок только появился на свет. Этот период длится примерно до 1 года.

Ножки ребенка ещё не используются как опора, поэтому связки и кости не испытывают нагрузку.

На что обратить внимание?

Прежде всего на симметричность. Складочки в паховых, ягодичных, подколенных зонах не должны иметь ярко выраженную асимметрию. Если она есть, то это повод обратиться к ортопеду.

Пальчики на стопах не должны иметь выраженную деформацию. Если деформация незначительная, тогда нужно делать массаж пальчиков, голени и бедра. Массаж активирует мышцы и действует по механизму обратной связи.

Так же в этом возрасте возможны позиционные фиксации, т.е. из-за гипертонуса ножка постоянно находится в какой-то позиции. Если вовремя не обратить внимание, то может сформироваться деформация. Здесь так же необходим #массаж

С ПЕРВЫХ ШАГОВ ДО 3-4 ЛЕТ

-3

Данный период, когда ребёнок совершает свои первые шаги, более значимый. Это очень важный этап в развитии нижней конечности: нога становится опорой, походка качающаяся. Этот период длится примерно до 3-4 лет.

Кости, мышцы, связки нижней конечности работают по-другому, испытывают нагрузку. Могут возникнуть физиологические деформации. Например, варусная или вальгусная деформации коленного сустава, #плосковальгусная деформация заднего отдела стопы. Формируется физиологическое плоскостопие.

Походка напоминает хождение на ходулях. Это связано с неполноценно развитыми мышцами нижней конечности. Пока они развиваются, походка сохранится.

Для формирования правильной работы мышц, необходимо как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, в том числе и по твёрдым. Носить тесные носки и обувь дома НЕ рекомендуется, поскольку они придают стопе правильное положение и мышцам как бы уже не нужно ничего делать. Нет стимула для работы мышц.

Замечали, как дети периодически ходят на носочках? Так они тестируют разную походку, включают в работу разные мышцы.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был независим от обуви и стелек, нужно как можно чаще ходить босиком. Обувь в первую очередь нужна для защиты от внешних факторов: температурного режима, механических повреждений.

Приобретите ортопедические коврики, разложите их по дому. Пусть ребёнок ходит по разным поверхностям: кафель, ламинат, ковер, ортопедические коврики.

Массажируйте ножки ребенка. Это способствует развитию мелкой моторики на стопах.

Рекомендации по обуви:

  • Обувь должна быть максимально легкая, без жёсткого задника;
  • Подошва должна быть так же мягкой и гнущейся;
  • Запас по длине должен быть 1 см + хорошая фиксация, чтобы стопа не "гуляла" в обуви.

Ортопедическая обувь или #стельки нужно использовать ТОЛЬКО по рекомендации врача. Даже, если вы считаете, что у ребёнка всё хорошо, обратиться к ортопеду нужно для профилактики. Врач может заметить какие-то отклонения, какие не видите вы.

РАЗВИТИЕ СТОПЫ С 5 ДО 8 ЛЕТ

-4

В возрасте с 3-4 лет, когда ребёнок уже уверенно ходит, начинается этап формирования заднего отдела стопы. И к 8-10 годам заканчивается окостеневание.

В этот период стопы ребёнка начинают становиться более худыми. Так же истончается подкожно-жировой слой и, примерно к 10 годам, он становится пропорциональным как у взрослого. И задний отдел принимает сформировавшуюся к этому времени форму на всю жизнь. Поэтому этот период один из критических, когда нужно корректировать плоскостопие, если оно есть. Плюс в том, что дети могут сами выполнять упражнения и с ними легче работать.

Рекомендации для родителей детей данного периода:

  • Обязательно до школы (5-6 лет) ребёнка показать ортопеду, потому что в этом возрасте можно что-то подправить;
  • Обращать внимание на деформации пальцев, потому что дети начинают активно бегать и прыгать;
  • Смотреть на завал стопы. Если он есть, то идти к ортопеду, провести диагностику.
  • Уделить внимание на правильный подбор обуви. Она должна защищать от холода и физических повреждений;

Как подбирать #обувь, чтобы она не вредила?

Прежде всего должна быть с запасом от 1,5 см при покупке. Если запас становится меньше 1 см, то это повод купить новую обувь. В некоторой обуви рисуют сантиметровую границу. Если ребёнок её стирает, то обувь можно уже менять. Если вы покупаете обычную обувь, там этих линий не будет. Поэтому раз в месяц достаете стельку (она обязательно должна доставаться), кладете её на пол, ребенка ставите ногой на стельку. И определяете по самому длинному пальцу (1 или 2), есть ли запас не менее 1 см.

Почему это нужно делать каждый месяц? Дело в том, что стопа ребёнка в среднем растёт на 1 см в год, при этом скачкообразно. Поэтому можете упустить момент, когда пальчик станет упираться в обувь и появится деформация, которая чаще всего уже необратима.

Очень часто говорят, что стельки могут не выниматься. Тогда такую обувь покупать не надо. Стелька должна выниматься ещё и ради гигиенических целей, чтобы её можно было мыть и доставать грязь, которая скапливается в переднем отделе.

Ортопедические стельки используются вместо заводских. Некоторую обувь продают с супинатором. Хуже он не сделает, но и надеяться на его поддержку не стоит, потому что он мягкий и маленький. Делают его для того, чтобы дороже продать обувь.

Можно ли носить стельки для профилактики?

Если у ребёнка нет проблем со стопами и он не занимается активно спортом, то стельки носить не нужно. Если же спорт активный (футбол, баскетбол и т.д.) - то стельки обязательно нужны, т.к. стопы испытывают избыточную нагрузку. Если ребёнок много прыгает и бегает в обычной повседневной жизни, то стельки не нужны, т.к. нагрузка не такая большая.

Очень хорошо, если будете заниматься с детьми лечебной физкультурой, ещё и в игровой форме.

Какие упражнения рекомендуются в этом возрасте:

  1. Движения пальцев: можно собирать мелкие предметы и игрушки при уборке в комнате не руками, а ногами. Таким образом сильно включаются в работу мышцы переднего отдела стопы.
  2. Подъем на носочки: зажимать игрушку между пяточек и поднимать её или просто подниматься на носочки в игровой форме. Здесь включаются в работу мышцы заднего отдела стопы.

Этих упражнений для профилактики будет достаточно. Массаж уже не так важен, но тоже можно делать.

Ну и не забывайте следовать следующим рекомендациям:

  • Подбирайте правильно обувь.
  • Если ребёнок ходит в детский сад, не забывайте проверять запас обуви, т.к. часто именно она упускается из виду.
  • Давайте ребёнку больше ходить босиком, тем более если находитесь на отдыхе.
  • Хотя бы один раз в этот период покажитесь ортопеду.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СТОПЫ

-5

В возрасте с 9 до 15-16 лет заканчивается период формирования стопы. Она растёт за счёт трубчатых костей, т.е. в основном удлиняется.

В этот период возникает половое созревание и на фоне гормональных всплесков стопа растёт скачкообразно и катастрофически быстро. Когда трубчатые кости растут, то мышцы не успевают за ними удерживать всю структуру, которая выросла. Поэтому в таком возрасте надо наблюдать за быстрым ростом.

Если ребёнок начал быстро расти, то нужно обязательно обращаться к ортопеду, чтобы контролировать состояние стопы. Нередко бывает такое, что ребёнок развивался хорошо, но после скачка роста у него появилась деформация. Поэтому, если видите, что со стопой ребёнка что-то не так, она начала отклоняться, появились жалобы, то лучше обратиться к ортопеду, получить рекомендации по тренировке мышц и, может быть, сделать стельки на период интенсивного роста, чтобы облегчить ребёнку жизнь.

Следить нужно и за другими проявлениями на стопе, т.к. бывают проблемы вросшего ногтя и мозолей. Если вы встречаете такие проблемы у своего ребёнка, то обратите внимание, нет ли ортопедических проблем, насколько правильно подобрана обувь.

Подбор обуви в этом периоде совершается так же с запасом 1-1,5 см и обязательно с хорошей фиксацией, чтобы нога не "уезжала" вперёд. Если ребёнок много ходит или стоит, и вы понимаете, что есть периоды долгого пребывания на ногах, то здесь нужны стельки для профилактики. Если этого нет, то стельки не нужны. Как и в прошлом периоде, стельки показаны при занятии профессиональным спортом.

В этот период в гимнастике большее разнообразие. Вопрос только в том, будет ребёнок её делать или нет, т.к. замотивировать уже сложнее. В таком возрасте гимнастика как у взрослого человека, более точечные упражнения: разведение пальцев, подъем поперечной арки свода, подъем продольной арки свода. Упражнений много.

ПОДВОДЯ ИТОГИ ЭТОЙ БОЛЬШОЙ ТЕМЫ

У детей есть несколько периодов формирования стопы. И во время каждого этапа необходимо показываться ортопеду, чтобы исключить патологию развития.

Необходимо регулярно тренировать мышцы. У детей младшего возраста стимулируем массажем, далее делаем упражнения в игровой форме. А в более старшем возрасте переходим к более сложным упражнениям. Помним, что мышцы очень важны в формировании правильной анатомии стопы.

Тщательно подбирать обувь. Специальная ортопедическая или с плотным задником обувь нужна по показаниям. В магазине выбираем легко гнущуюся обувь и всегда с запасом, чтобы пальчики не были сдавлены. А так же она должна хорошо фиксироваться, чтобы стопа не "ездила".

Ортопедические стельки носятся по показаниям. Это либо интенсивные физические нагрузки (спорт), либо патология. Но это скажет уже врач ортопед.

Это основные правила во время формирования стоп, на которые должны обратить внимание родители и соблюдать элементарные правила, чтобы не упустить важные периоды жизни ребёнка.

#врач ортопед #роман бодьо #центр бодьо #ортопедический центр #ортопед #плоскостопие