Самым первым общедоступным автомобилем был Ford Model T, у которого в 1908 году под капотом стоял двигатель объёмом 2,9 литра мощностью всего 22 лошадки. Но и это был серьёзный прорыв по сравнению с первым автомобилем Бенца, образца 1885 года, у которого был одноцилиндровый моторчик на 0,75 лошадей. Автомобильные моторы постоянно модернизируются, становясь всё совершеннее и сложнее.
В тему: Проблему с парковкой машин во дворах решили ещё 100 назад — почему же тогда всё так плохо?
Появление четырёхтактных моторов
Первой значительной вехой в автомобилестроении можно назвать появление четырёхтактных двигателей. Мотор, сжигающий топливно-воздушную смесь в четыре этапа (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск) позволил существенно экономить топливо, повысить надёжность и получить большую мощность и крутящий момент. Но это значительно усложнило и удорожило производство двигателей.
Впрыск топлива
На первых моторах за подачу топлива отвечали карбюраторы, это было чисто механическое устройство, надёжное, но требовательное к хорошей настройке. Но начиная с 1980 годов на смену карбюраторам пришли инжекторы с блоками управления, топливными форсунками и электронными педалями газа. Они намного эффективнее смешивали топливо с воздухом, что позволило улучшить характеристики двигателя и сделать его более надёжным.
Появление турбины
Ещё одной значительной доработкой моторов стало появление турбокомпрессоров и нагнетателей, которые, по сути, нагнетали больше воздуха в камеру сгорания. Ведь чем больше кислорода, тем лучше происходит сгорание, этот принцип удалось реализовать в двигатели за счёт турбокомпрессоров, значительно повышающих мощность. Особенно полезны турбины на малообъемных моторах, например, с движка 1,6 литра удаётся снять до 200 лошадей. Однако это добавило и проблем, таких как сильная зависимость от качества топлива.
Непосредственный впрыск
Прямой или непосредственный впрыск топлива довольно новая технология, пришедшая на смену инжекторным движкам. Она позволяет ещё больше повысить эффективность мотора, и повысить его экономичность. В таком двигателе топливо распыляется непосредственно в камеру сгорания, а не во впускной коллектор, а блок управления следит за тем, чтобы топливо сжигалось в нужный момент. Но есть и временные недостатки, в двигателе может образовываться нагар, что вызывает проблемы с надёжностью.
Приход эры алюминия
Старые двигатели делали из чугуна, что было достаточно надёжно, но имело ряд существенных проблем – большой вес, долгий и неравномерный прогрев, склонность к перегреву. Использование алюминия для изготовления блоков позволило значительно улучшить управляемость машины, повысить скорость прогрева мотора, улучшить теплоотдачу. При условии правильной эксплуатации автомобиля, алюминиевый блок столь же долговечен, как и его чугунный предок.
Блоки управления двигателем
Современный автомобиль буквально напичкан электроникой, которая следит за всеми узлами. Применение блоков управления двигателем, позволило невероятно точно управлять всеми процессами, такими как опережение зажигания, воздушно-топливная смесь, впрыск топлива, холостой ход и другие. Для этого на электронный блок приходят данные с множества датчиков. Наличие компьютера, позволило проводить экспресс-диагностику, чтобы быстро и точно установить причину какой-то неполадки.
Гибридные двигатели
Будущие автомобилей – это гибридные двигатели и электромобили. Количество машин растёт, а значит, растёт и уровень выбросов СО2. Поэтому инженеры постоянно трудятся над повышением экономичности и экологичности машин. Гибридные установки, работающие на топливе и электричестве, позволяют значительно снизить количество СО2 в выхлопе. Очевидно, что такие технологии не только удорожают автомобиль, но и делают его менее надёжны, более сложным и дорогим в ремонте.
Интересно: Власти решили убрать с дорог старые машины – начнут с грузовых, а потом и до легковушек доберутся.