Социокультурная деятельность – важнейшее средство социализации ребёнка с ментальными нарушениями. Она создаёт особое благоприятное пространство для «врастания» в культуру, познания и становления личности. О том, как приобщение к культуре помогает ребятам социализироваться, рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Роман Костяев.
«Для детей с ментальными нарушениями занятия культурным творчеством и возможность «культурного потребления» приобретают гораздо большее, а подчас и определяющее значение для развития и наполнения культурным содержанием. А без этого не только возможность получения ими образования оказывается необеспеченной, но и способность к самообслуживанию, ориентировке в повседневных ситуациях, человеческому общению и других элементов самостоятельной жизни», – отмечает Роман.
Педагог отмечает, что одним из важных факторов, ограничивающих овладение культурой, является нарушение формирования активности восприятия у детей с ментальными нарушениями. По его мнению, обеспечивая доступность социокультурной среды, можно способствовать формированию субъектной позиции личности, поскольку именно овладевая культурой, ребёнок учится творческому отношению к миру.
Создание возможности творческого участия ребёнка в социокультурной деятельности – одно из важнейших компонентов обеспечения доступности культуры.
Формы досуговой деятельности постоянно развиваются, изменяются, исчезают, появляются вновь. К основным вариантам проведения досуга педагог относит: потребление культурных ценностей (чтение, слушание, просмотр мультфильмов и фильмов, посещение культурно-досуговых учреждений), самообразование, хобби, физические и оздоровительные упражнения, игровую деятельность, общение, пассивный отдых. Досуговая деятельность носит многосторонний характер.
«Трое из Простоквашино», «Бременские музыканты», «Фиксики», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» – эти и многие другие мультфильмы входят в список произведений для изучения, обсуждения и заучивания в группе подростков. Педагог выбирает мультфильм в зависимости от, например, настроения ребят, времени года или темы занятия в этот день.
Мальчики очень любят смотреть советский фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», совместно читать русскую народную сказку «Репка» или сказки братьев Гримм.
В ходе реализации программы «В страну познанья путь открыт» у ребят частично сформировалось умение организовать развлечение, свой досуг – как пассивный, так и включающий в себя разнообразную физическую активность. У них появился интерес к организации творческой деятельности.
«Важно не заставлять ребёнка играть и навязывать свои правила, выдёргивать его из зоны комфорта и что-то требовать. Он может изображать, что он играет, но тогда эта деятельность не будет иметь развивающего эффекта. Свою основную задачу я вижу в том, чтобы создать условия для ребят. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, тогда он расслаблен и только в этом случае может включаться в общий процесс и получать от него удовольствие», – заключает специалист.