Найти в Дзене
com-drive

МАЗы 4х4 – интересные вездеходы, которые так и не пошли в серию

Одной из самых актуальных для нашей страны тем, до сих остаются полноприводные авто. Даже сейчас, когда снега стало выпадать намного меньше, а дорожная сеть с более-менее вменяемым покрытием заметно расширилась, потребность в вездеходах ничуть не уменьшилась. А уж во времена СССР автомобили со всеми ведущими мостами были в линейке любого автозавода.

Не являлся исключением и Минский автозавод (МАЗ). В каждом поколении белорусских грузовиков присутствовали автомобили с колесной формулой 4х4. Вот только до серийного производства добралось далеко не все из того, что было запланировано. Как раз о том, какие вездеходы должны были быть в семействе МАЗ-500 мы сегодня и поговорим.

МАЗ-509
МАЗ-509

Полноприводные грузовики в семействе МАЗов второго поколения планировались с самого начала. Предполагалось, что их будет две «ветки»: с односкатной ошиновкой для военных нужд и с двускатной – для народного хозяйства.

В первую входили бортовые грузовики МАЗ-505А с грузоподъемностью 5 тонн и МАЗ-505 с грузоподъемностью 4,5 тонны. Последний был рассчитан и на работу в составе автопоезда с прицепом МАЗ-5218 грузоподъемностью 6 тонн. Кроме того должно было появиться шасси МАЗ-505Ш с грузоподъемностью 5,8 тонн, седельный тягач МАЗ-508 с полуприцепом МАЗ-5245 грузоподъемностью 9 тонн и седельный тягач МАЗ-508Г предназначенный для работы в паре с активным полуприцепом МАЗ-844 грузоподъемностью 10 тонн.

«Народные» версии должны были быть представлены: лесовозом МАЗ-509, седельным тягачом МАЗ-508В с полуприцепом МАЗ-842 грузоподъемностью 11,5 тонн, седельным тягачом МАЗ-509В для работы с полуприцепом МАЗ-5245Б грузоподъемностью 12,5 тонн, самосвалом с одноместной кабиной МАЗ-509С грузоподъемностью 7,5 тонн и шасси МАЗ-509Ш грузоподъемностью 7 тонн.

Внушительно!

Несмотря на то, то первые опытные «пятисотки» появились еще 1958 году, очередь до вездеходов дошла только в 1962-м. Да и то, от былого величия планов, по факту осталось немного.

Так из «армейских» версий в реальности был собран только МАЗ-505А. Он прошел цикл испытаний, но дальше них дело не пошло. Более того, нет подтверждения, что был собран даже МАЗ-505 с лебедкой. Не говоря уже обо всех остальных вышеперечисленных модификациях. Видимо, военным разработка совершенно не понравилась.

МАЗ-505А
МАЗ-505А

А вот с «народными» полноприводниками дела обстояли лучше.

Первым из них стал МАЗ-508В, собранный 1963 году. Несмотря на «армейское» обозначение машина представляла собой гражданский вариант с двухскатной ошиновкой заднего моста. Седельный тягач активно испытывали с самосвальными полуприцепами МАЗ-842 и МАЗ-5232.

МАЗ-508В с полуприцепом МАЗ-842
МАЗ-508В с полуприцепом МАЗ-842

Чуть позже, в 1964 году появились опытные образцы лесовоза МАЗ-509, который и стал в итоге первым серийными полноприводным МАЗом «пятисотого» семейства.

Правда, ввиду того, что с внедрением всех запланированных новшеств дела обстояли не очень, первоначально в серию пошел МАЗ-509П (промежуточный). Эти машины легко узнавались по здоровенной ступице переднего моста с планетарными редукторами. Всего с 1966 по 1968 год было собрано почти 2 тысячи таких «переходных» лесовозов.

МАЗ-509П
МАЗ-509П

В 1968 году белорусы смогли освоить все, что хотели и буква «П» из индекса исчезла. Лесовозы МАЗ-509 получили увеличенную на 1 тонну грузоподъемность и возможность производить самопогрузку прицепа-роспуска. Ну и передняя ступица теперь имела вид, который мы все помним.

До 1976 года было выпущено 26,6 тысяч МАЗ-509.

МАЗ-509, июль 1972 года
МАЗ-509, июль 1972 года

Вместе с новыми лесовозами завод занимался и другими модификациями. Так было собрано шасси МАЗ-509Ш. Естественно, испытывать его без надстройки было нецелесообразно, а потому на него водрузили деревянную бортовую платформу. Из той информации, что имеется на данный момент, можно сказать, что машин было, как минимум две и обе они проходили опытную эксплуатацию на Севере.

МАЗ-509Ш, по подписи МАЗ-500С
МАЗ-509Ш, по подписи МАЗ-500С

Кроме того был собран и самосвал МАЗ-509С. Правда, от идеи выпускать специальную одноместную кабину к тому моменту уже отказались, так что машина выглядела стандартно, за исключением переднего ведущего моста. Опытный образец активно гоняли как в одиночку, так и в составе автопоезда с самосвальным прицепом МАЗ-847.

Так же были собраны и опытные седельные тягачи МАЗ-509В и МАЗ-509Г.

МАЗ-509С
МАЗ-509С

В 1976 году минчане усовершенствовали ряд агрегатов и установили на серийный лесовоз обновленную кабину. Она визуально не сильно отличалась от предыдущей, но зато отвечала всем международным требованиям. Теперь машина стала называться МАЗ-509А. Помимо стандартной комплектации с конвейера сходили экспортные лесовозы МАЗ-509Э и «тропические» МАЗ-509Т.

МАЗ-509А, май 1976 года
МАЗ-509А, май 1976 года

А вот тема других вездеходов на базе «пятисоток» сошла на «нет». Правда, на фотографиях еще попадался бортовой грузовик 4х4 с кабиной МАЗ-5335, но никакой информации, о нем нет вообще – просто машина стоящая на заводской территории.

-11

Как видите, модельный ряд «лобатых» МАЗов должен был быть гораздо обширнее, чем оказался по факту. Но, что вышло, то вышло…