Найти тему
Частная коллекция

10 шедевров Музея ювелирных изделий Пфорцхайма

Оглавление

Небольшой немецкий город уже в XVIII веке считался одним из крупнейших европейских центров ювелирного искусства. Поэтому неудивительно, что именно здесь находится единственный в мире музей, специализирующийся исключительно на драгоценностях. Его коллекция называется «Пять тысяч лет ювелирного искусства». Мы выбрали десятку самых впечатляющих экспонатов.

Неизвестный мастер. Кольцо. IV век до н.э. Фото: Petra Jaschke / Schmuckmuseum Pforzheim
Неизвестный мастер. Кольцо. IV век до н.э. Фото: Petra Jaschke / Schmuckmuseum Pforzheim

Неизвестный мастер. Кольцо. IV век до н.э.

Хоть это золотое объемное кольцо и сделано древнегреческим золотых дел мастером, оно наглядно показывает влияние древнего Египта на соседние цивилизации. Изображенный на нем жук скарабей – один из самых почитаемых египтянами символов воскресения и возрождения солнца. Предполагают, что кольцо служило амулетом.

Неизвестный мастер. Ожерелье с медальоном. VI в. Фото: Guenther Meyer/ Schmuckmuseum Pforzheim
Неизвестный мастер. Ожерелье с медальоном. VI в. Фото: Guenther Meyer/ Schmuckmuseum Pforzheim

Неизвестный мастер. Ожерелье с медальоном. VI в.

Колье с характерным для Византийской империи орнаментом было изготовлено из золота и украшено медальоном с изображением императора, одним из преемников легендарного Юстиниана. По уверениям ученых, такое роскошное и искусное изделие могло служить дорогим подарком одному из участников придворного общества.

Ян Колларт. Подвеска. 1582 г. Фото: Winfried Reinhardt / Schmuckmuseum Pforzheim
Ян Колларт. Подвеска. 1582 г. Фото: Winfried Reinhardt / Schmuckmuseum Pforzheim

Ян Колларт. Подвеска. 1582 г.

Фламандский гравер и книгопечатник XVI века Ян Колларт прославился изящными барочными рисунками и гравюрами, которые были очень популярны у буржуа в качестве декора. Сегодня его вещи хранятся в музеях по всему миру, от Британского музея в Лондоне до Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Еще при его жизни придуманные им композиции с цветами, фруктами, путти и мифологическими сюжетами стали основами ювелирных украшений. Эта подвеска из золота, эмали и жемчуга – как раз из таких.

Неизвестный мастер. Обручальное кольцо. Середина XVII в. Фото: Petra Jaschke / Schmuckmuseum Pforzheim
Неизвестный мастер. Обручальное кольцо. Середина XVII в. Фото: Petra Jaschke / Schmuckmuseum Pforzheim

Неизвестный мастер. Обручальное кольцо. Середина XVII в.

Это еврейское обручальное кольцо использовалось в период между VIII и XVII веками исключительно как ритуальный объект: во время свадебной церемонии жених надевал его невесте на указательный палец правой руки как символ выкупа. Их делали из золота, украшали эмалью и филигранью, дополняли миниатюрной эдикулой, представляющей собой Храм Соломона или синагогу.

Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис. Жюль Визе. Браслет. 1850-55 гг. Фото: Guenther Meyer / Schmuckmuseum Pforzheim
Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис. Жюль Визе. Браслет. 1850-55 гг. Фото: Guenther Meyer / Schmuckmuseum Pforzheim

Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис. Жюль Визе. Браслет. 1850-55 гг.

Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса, основателя прославленной династии французских ювелиров, чьи работы сегодня хранятся, в том числе, в Лувре и музее Орсэ, называли «Челлини XIX века». Его мастерская брала гран-при на всемирных выставках в Лондоне и Париже, а сам мастер дружил с Виктором Гюго и был покровителем искусств. Практически все его шедевры были созданы в период историзма, поэтому в них причудливо переплетаются стили и эпохи – например, как в этом браслете соединились барочная избыточность и классицизм. В работе над украшением из золота, серебра, бриллиантов, изумрудов, рубинов и сапфира, принял участие и ведущий ювелир мастерской Жюль Визе.

Неизвестный мастер. Брошь-букет. XIX в. Фото: Winfried Reinhardt / Schmuckmuseum Pforzheim
Неизвестный мастер. Брошь-букет. XIX в. Фото: Winfried Reinhardt / Schmuckmuseum Pforzheim

Неизвестный мастер. Брошь-букет. XIX в.

То, что этот роскошный цветочный букет из бриллиантов и изумрудов был изготовлен в России, историки ювелирного искусства не сомневаются. Споры идут об истории бытования и создания произведения. По одной версии, эта корсажная брошь с особым образом закрепленными «дрожащими» цветами была изготовлена в царских мастерских по заказу Елизаветы Петровны – на ее правление пришелся пик моды на подобные букеты. По другой – ее изготовил сам Карл Фаберже, имевший доступ к императорской сокровищнице в Зимнем дворце Санкт-Петербурга.

Рене Лалик. Диадема. 1903 г. Фото: Schmuckmuseum Pforzheim
Рене Лалик. Диадема. 1903 г. Фото: Schmuckmuseum Pforzheim

Рене Лалик. Диадема. 1903 г.

Довольно редкое счастье – видеть ювелирные творения гения ар-нуво Рене Лалика. В музее Пфорцхайма их несколько, включая эту крупную диадему, выполненную в 1903 году. В ее основе – золотой обруч, увитый листьями с эмалью, жемчужной «змейкой» и декорированный бриллиантовыми ягодами.

Теодор Фарнер. Ожерелье. 1929 г. Фото: Ruediger Floeter / Schmuckmuseum Pforzheim
Теодор Фарнер. Ожерелье. 1929 г. Фото: Ruediger Floeter / Schmuckmuseum Pforzheim

Теодор Фарнер. Ожерелье. 1929 г.

Это колье, произведенное фирмой Gustav Braendle по эскизам немецкого ювелира Теодора Фарнера – пример промышленного производства украшений ар-деко в период расцвета ювелирной промышленности в Пфорцхайме перед Второй мировой войной. Небольшую мастерскую Фарнера, прославившегося работами в стиле югендштиль, незадолго до его смерти в 1919 году купила фирма Брандла, имевшая целую фабрику. Так уникальные идеи мастера стали доступны многим: это колье, например, изготовлено из позолоченного серебра, дымчатого кварца и украшено перегородчатой эмалью.

Элизабет Тресков. Брошь. 1941 г. Фото: Günther Meyer / Schmuckmuseum Pforzheim
Элизабет Тресков. Брошь. 1941 г. Фото: Günther Meyer / Schmuckmuseum Pforzheim

Элизабет Тресков. Брошь. 1941 г.

Элизабет Тресков – одна из самых ярких и титулованных звезд немецкого ювелирного небосклона середины прошлого века. Одна из ее заслуг – возрождение старинной кропотливой техники зерни (крошечные шарики напаиваются на поверхность), в которой она достигла невероятных результатов. Эта золотая брошь в форме виноградной лозы, украшенная бриллиантами и жемчугом, – яркий пример ее экспериментов.

Сэм Тхо Дуонг. Колье «Замороженный». 2009 г. Фото: Petra Jaschke / Schmuckmuseum Pforzheim
Сэм Тхо Дуонг. Колье «Замороженный». 2009 г. Фото: Petra Jaschke / Schmuckmuseum Pforzheim

Сэм Тхо Дуонг. Колье «Замороженный». 2009 г.

С подросткового возраста вьетнамский художник и ювелир Сэм Тхо Дуонг живет в Пфорцхайме – его семья бежала сюда из страны в 1970-х. Здесь он окончил ювелирную школу, стал лауреатом престижной премии Hanau Goldsmith и придумал собственную концепцию украшений из мелкого пресноводного жемчуга в форме рисовых зерен – из них он «вяжет» ледяные кристаллы, которые становятся элементами многих его украшений. Дизайн оценили не только на родине – работы Дуонга хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и музее дизайна MAD в Нью-Йорке.

Материал опубликован на сайте Частная коллекция Chk-jewerly.ru