Найти тему
Шахия психология

Открытие выученной беспомощности

Как юный М. Селимган открыл выученную беспомощность. (Профессором он станет гораздо позже).
Как юный М. Селимган открыл выученную беспомощность. (Профессором он станет гораздо позже).

В 1964 году юный Мартин Селимган, полный вдохновения и благоговения, вооруженный дипломом бакалавра, переступил порог лаборатории бихевиориста и светила экспериментальной психологии того времени Ричарда Л. Соломона. Профессор Р.Л. Соломон в то время был одним из известнейших представителей экспериментальной психологии. Представляете, как волновался Селимган, оказавшись в таком учреждении?

В лаборатории царил хаос. Что-то непонятное происходило с собаками, над которыми Р. Соломон проводил эксперименты. Собаки отказывались работать, выполнять команды и вели себя совсем не так, как от них ожидалось. В течение нескольких предыдущих недель собак подвергали экспериментам на обуславливание согласно с теорией Павлова. День за днем их подвергали воздействию двух раздражителей: высокочастотного звука и слабого электрического разряда. Идея состояла в том, чтобы вызвать у собак ассоциативную связь: между звуком и неприятным ощущением, чтобы в дальнейшем они, услышав звук, реагировали на него как на разряд электричества. (Жуткая история, скажу я вам). Далее следовала вторая и главная часть эксперимента: собак помещали в бокс – комнату с железным полом и перегородкой посередине. Исследователи предполагали, что собаки, реагируя на звук и ожидая удара током, перепрыгивали перегородку, оказываясь в безопасности. Но собаки предпочитали лежать неподвижно и скулить, не предпринимая никаких действий, чтобы избежать неприятных ощущений.

М. Селимган предположил, что собаки на первом этапе эксперимента поняли, что от их действий ничего не зависит и электрический разряд неизбежен, потому и не предпринимали никаких попыток хоть как-то избежать разряда на втором этапе исследования. Собаки научились быть беспомощными. И был буквально осмеян своим кумиром профессором Соломоном.

Что было дальше? А дальше были еще эксперименты с животными и людьми, этические переживания, сомнения, статьи, которые бихевиористы не принимали и всячески пытались опровергнуть. Но у них не получилось.

В этот момент зарождалась новая ветвь психологии - психологии позитивного мышления.

М.Селимган "Как научиться оптимизму"