Репутация в мире бизнеса – один из важнейших ресурсов. И единственный, который практически невозможно восполнить, утратив раз. С предпринимателем, который нечестно ведет дела, не захотят работать поставщики и контрагенты. Да и клиенты быстро найдут, к кому еще обратиться. Сегодня поговорим о том, как вести бизнес этично и конкурировать честно.
Лучшая политика
Стоит отметить, что нечестных на руку дельцов государства не любили никогда. Однако разделять конкуренцию на законную и незаконную начали лишь в конце XIX века. Многие страны тогда приняли Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности. Она регулировала недобросовестную конкуренцию и, в частности, запрещает:
- все действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
- ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
- указания или утверждения, которые могут ввести общественность в заблуждение.
Многие страны официально запрещают демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей. Не в чести также ложная информация и реклама или так называемый vendor lock-in – то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создает потребителю препятствия к смене поставщика.
Добровольное начало
Успех в бизнесе сегодня зависит не только и не столько от качественного продукта и эффективного ведения дел. Одним из главных конкурентных преимуществ в эру информации становится репутация. Поэтому многие компании принимают собственные этические кодексы. Они обязательны к исполнению всеми сотрудниками, независимо от положения и должности. Такие документы могут разниться в частностях, но обязательно касаются следующих тем:
- Недопустимости отмывания доходов
- Нетерпимости к коррупции
- Соблюдения принципов честной конкуренции
- Противодействия дискриминации и притеснениям
- Заботы о здоровье и соблюдения прав человека
Таким образом, чтобы являть собой образец честной конкуренции, компания должна вести свои дела законно и прозрачно. Хвалить в рекламе свой товар или услугу можно – а вот ругать конкурентов нельзя. Также хорошим плюсом будет использование лучших практик управления и поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности.
Само собой, необходима нулевая терпимость к любым коррупционным проявлениям. И стоит проявлять определенную осмотрительность при проверке контрагентов. Если ваш поставщик использует труд детей в Африке – это не пойдет на пользу вашему имиджу. История знает такие прецеденты. И, конечно, не в последнюю очередь играют роль высокие стандарты качества производимой продукции.
По закону
Государства с развитыми экономиками, как правило, принимают специальные законы для защиты добросовестной конкуренции. Либо эти вопросы регулируются нормами гражданского кодекса, антимонопольных законов и других актов.
В России недобросовестная конкуренция является нарушением Конституции (ст. 34, п.2 Конституции РФ). А подпадают под это понятие любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации (ст. 4 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Сюда же относятся нарушения обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости. В особенности, если они причинили конкурентам убытки либо нанесли вред их деловой репутации.
Жалобы на нечестных конкурентов можно направить в ФАС. Инспекторы проверят заявление и если подтвердят факты недобросовестного ведения бизнеса – выдадут предупреждение или предписание. Если не исполнить предупреждение, ИП грозит от 12 тысяч до 20 тысяч рублей штрафа, юрлицам – от 100 тысяч до полумиллиона рублей (ст. 14.33 КоАП РФ) За неисполнение предписания штрафы немного мягче: от 10 тысяч до 20 тысяч рублей для ИП и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юрлиц (по ч. 2.5 ст. 19.5 КоАП РФ).
Но штрафами дело может и не закончиться. Пострадавшая сторона может пойти в суд за взысканием упущенной прибыли. Поэтому лучше не гнаться за хайпом, а конкурировать честно. К тому же, получить преимущества можно простым и законным способом! Например, приобрести патент. Столичные бизнесмены могут сделать это с поддержкой Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. Достаточно перейти Биржу патентов через специальный портал “Бизнесмаркет”.