Вы когда-нибудь обращали внимание, что на юбках многих поршней ДВС нанесено покрытие? А приходилось ли вам наносить его самостоятельно?
В этой статье опытом самостоятельного нанесения антифрикционного покрытия на поршни двигателя делится один из наших читателей, поэтому далее рассказ от первого лица.
Я езжу на Kia Sportage 2л, 2013, мотор G4KD. Езжу много и люблю это делать с комфортом. Люблю чтобы в машине все было в порядке или даже чуть больше, чем в порядке.
При ремонте двигателя своего автомобиля в прошлом году я выяснил, что заводское покрытие на поршнях сильно стерлось и на поверхности стали образовываться задиры.
Вот я и решил самостоятельно и опробовать совершенно новый для себя тип смазочных материалов – дисульфидмолибденовые антифрикционные покрытия, о которых узнал буквально лет 5 назад. Делюсь положительным опытом.
Подписывайтесь на канал «Мир Смазок Все о маслах, смазках», чтобы не пропустить все самое интересное!
До сих пор были какие-то сомнения, недостаток информации. Но в последнее время стало появляться достаточно много статей, отзывов, видео. И самое главное – антифрикционные покрытия, которые ранее использовались, наверное, только в военной или крупных промышленных отраслях, стали доступны каждому. Их можно купить в интернете.
Что же такое антифрикционные покрытия?
Если в двух словах – то это сухая субстанция, которая состоит из очень мелких твердых смазочных частиц в среде связующего вещества. После нанесения связующее вещество отверждается и вместе с частицами смазок образует на поверхности смазочный слой, заполняющий микронеровности поверхности.
Производители обещают, что нанесение покрытия на юбки поршней снизит трение, защитит от задиров при холодном пуске двигателя, перегреве и при масляном голодании, продлит срок службы двигателя, пусть незначительно, но все же повысит КПД. Вобщем покрытиее - это «жертвенный» слой на случаи экстремальных ситуаций.
По отзывам других автовладельцев двигатель с покрытием работает мягче и резвее, уменьшается шум, легче проходит приработка мотора после ремонта.
Перелопатив кучу тематических форумов, порталов, сайтов, я решил, что буду для этого использовать специализированное покрытие MODENGY для деталей ДВС вместе с очистителем активатором.
Почему именно эти два компонента?
Антифрикционные покрытия наносятся как краски, применяется в общем-то та же самая технология. Можно, конечно, это делать кистью, но проще – напылением. Покрытие Modengy для деталей ДВС находится в аэрозольном баллоне.
Для лучшей адгезии перед нанесением покрытия, как и для красок, поверхность нужно подготовить. Это делают механической очисткой и последующей обработкой очистителями. Очиститель-активатор разработан специально под это покрытие, причем производитель гарантирует получение наилучшего результата с применением этого очистителя.
Для отверждения подавляющего большинства покрытий требуется термическое воздействие – сушка при определенных температурах в течение определенного количества времени. Выбранное мной покрытие греть не обязательно – оно полимеризуется при обычной комнатной температуре.
И последний аргумент в пользу выбранного мной покрытия – производитель заявляет, что оно не смывается маслом и топливом. Вот по поводу масла – у других производителей такого свойства не нашел.
В общем, еще раз прочитав на сайте производителя инструкцию по нанесению, купил я это покрытие в наборе с очистителем-активатором на одном из интернет-маркетов и мы вместе с приятелем приступили к работе.
Не забудьте поставить лайк и поделиться статьей с друзьями :)
Для работы заранее подготовили следующее – толщиномер (чтобы контролировать толщину покрытия), наждачка P1000 (для очистки поршня), пузырек раскоксовки – уж больно много нагара на поршне, тратить для этого очиститель-активатор – это роскошь), кисточка, салфетки, малярный скотч (чтобы приклеить на поршень как шаблон), ножницы и лезвия от канцелярского ножа (чтобы отрезать скотч), бумагу (чтобы не заляпать стол), ветошь (чтобы вытирать излишки покрытия). Нитриловые перчатки (чтобы руки не попортить химией) - были в комплекте с набором Modengy.
Вначале потренировались на куске металлического листа.
Далее решил не торопиться и весь процесс нанесения делал вначале на одном поршне (чтобы отработать технологию). Вдруг где-то что-то пойдет не так – меньше потом все приводить в исходное состояние.
Вначале поршень нужно было освободить от большого количества грязи и нагара. Купленный в наборе очиститель-активатор, может и справился бы с этой задачей, но его не очень много. Поэтому я воспользовался другой раскоксовкой. Залил поршень и оставил отмокать. Потом аккуратно очистил все загрязнения кисточкой.
Остатки старого заводского покрытия удалил мелкой наждачкой 1000 грит.
Затем из аэрозольного баллона нанес на поверхность поршня Специальный очиститель-активатор Modengy из приобретенного мной набора.
Обклеил поршень скотчем, создав шаблон для нанесения покрытия.
Выставил толщиномер на ноль.
Еще раз обработал места под нанесение очистителем-активатором.
После того как подсохло – нанес покрытие. При этом образовался такой слегка шагреневый полужидкий блестящий слой, который при отверждении стал матовым и сгладился.
Важное замечание: обработанные активатором поверхности нельзя трогать руками, чтобы не оставить следов, которые ослабят адгезию.
Чтобы удобнее наносить покрытие, каждый поршень я закреплял на подставке – у меня это большие винты с гайкой, поставленные вертикально. Правда, потом все равно делали с рук.
Если покрытие нанесено неудачно (даже после предварительной тренировки у меня не все сразу получилось), пока оно не затвердело, его можно очистить с помощью очистителя-активатора и салфеток.
Сразу скажу, что если прерываем работу с покрытием, то необходимо прочистить сопло распылительной головки баллона. Иначе покрытие внутри засохнет и забьет его…
Прочищается сопло очень просто: баллон переворачиваем его вверх дном, нажимаем кнопку распылителя и держим ее до тех пор, пока из сопла не пойдет прозрачный газ.
Затем снова наносим слой покрытия.
Получилось не очень ровная поверхность. Посмотрим, что будет, когда подсохнет. При консультации с производителем предупредили, что такое может быть, и это нормально.
Пока не засохло покрытие - сняли скотч-шаблон. Потом, после засыхания, его аккуратно отделить, наверное, будет сложно.
Чтобы покрытие стало твердым, его надо оставить при комнатной температуре на 12 часов. А если есть печка, то можно ускорить процесс сушки, выдержав поршни в печи при температуре 170 градусов всего 20 минут.
При выборе покрытия возможность сушки без нагрева была для меня одним из решающих факторов. Однако печка у приятеля в мастерской имеется – почему бы не получить готовый поршень побыстрее?
Пока готовили печку – поверхность покрытия слегка подсохла.
Отсчет времени 20 мин вели с момента, когда поршень прогрелся до +170 С. Через 20 минут поршень вынули из печки, подождали пока он остынет.
Наступил самый волнительный момент. Правильно ли мы нанесли покрытие? Какова толщина получившегося слоя?
Мы взяли толщиномер и…
Рекомендуемая производителем толщина слоя покрытия составляет 8-16 мкм. При этом оно хорошо работает. В то же время такая толщина минимально влияет на изменение геометрических размеров обрабатываемой детали. У нас получилось немного больше – 19 мкм, однако я не стал браковать поршень, так как он подизношен и в движок при таких размерах нормально встанет.
Далее я попробовал поскоблить покрытие ногтем и…
Мы видим, что на покрытии остаются следы. Почему?
Внимательно присмотревшись к царапинам, я обратил внимание, что они имеют блеск. Но это не тот блеск, который характерен для металла поршня.
На Ютьюбе нашел ролик, где объясняют этот блеск эффектом приработки покрытия, когда микрочастицы молибдена ориентируются параллельно. В этом месте покрытие становится очень гладким и появляется блеск, похожий на металлический. Так что с этим тоже все нормально. До металла нам прошкрябать покрытие так и не удалось.
По такому же алгоритму нанес антифрикционное покрытие на остальные поршни и без проблем установил их в двигатель. Все поршни встали на свои места.
Что хочу сказать о результатах? С поршнями с покрытием движок стал работать тише. Это субъективно, конечно, но у меня изменились в лучшую сторону ощущения при работе двигателя, особенно при его запуске и при разгонах.
С самостоятельно оттюнингованными поршнями я проездил уже 50 тыс. км и пока никаких нареканий. Если буду когда разбирать движок – покажу состояние поршней и покрытий на нем.
Приходилось ли вам работать с антифрикционными покрытиями? Расскажите об этом в комментариях.
Еще больше наших статей читайте на mirsmazok.ru.