Давно пора разбирать тему контрэтикетки ЕАС, которую наклеивают на весь импортный алкоголь.
И начнём мы с того, почему на импортном алкоголе, даже элитном из винных бутиков за несколько тысяч (или десятков тысяч) рублей, бывает штрих-код без указания страны производителя.
Что подумает рядовой любитель выпить? Перед нами подделка! Опять народ травят черт пойми каким алкоголем, разлитым где-то в подвалах Подмосковья.
Вот вам конкретный пример - коньяк Frapin VSOP. На него был недавно обзор.
На нём два штрих-кода, и оба разные: один (оригинальный) с указанием страны производства, а другой (на контрэтикетке) - без указания страны, для внутреннего пользования, он наводит многих на мысль, что перед нами подделка/контрафакт.
Где правда?
Можно, конечно, не принимать за чистую монету то, что вам расскажет блогер, в частности я.
Но есть контакты производителя, им можно написать. Или написать импортёру.
Насчёт того, что коньяк выше - оригинал, я это знаю. Но французский производитель не сможет вам рассказать, почему штрих-коды на этикетках отличаются. Это уже в компетенции дистрибьюторов.
Написал дистрибьютору ООО "Филипп". В Калининград они завозят Frapin с начала 2000-х годов прямиком из Франции. Как и шампанское Gosset, которое принадлежит той же группе компаний.
Получил исчерпывающий ответ довольно быстро. Далее - текст от поставщика ООО "Филипп":
«Этот штрих-код нужен нашей компании для внутреннего учета, он является уникальным для каждого наименования алкогольной продукции, который мы импортируем.
Почему мы не используем штрих-код производителя для внутреннего учета? Потому что зачастую заводской штрих-код не является уникальным. Например, одно и то же вино разных годов урожая (либо с разным содержанием алкоголя в зависимости от партии) у завода-изготовителя будет иметь одинаковый заводской штрих-код, но в нашем случае это будут абсолютно разные товары/артикулы, так как требования законодательства РФ по регистрации такой продукции говорят, что это разные товары.
При маркировке такой продукции акцизной маркой (а сейчас - федеральной специальной маркой) мы обязаны указать, что товар с такой-то акцизной маркой имеет такой-то градус.
Также очень часто известные люксовые алкогольные напитки вообще не имеют заводской контр-этикетки. Например, многие вина категории Grand Cru типа Lafite Rotschild или коньяки категории Extra (производитель не считает нужным «уродовать» бутылку индустриальной маркировкой, так как, как правило, сама бутылка представляет собой произведение искусства, изготавливается вручную).
Вторая ситуация – один и тот же коньяк или виски может быть в подарочной упаковке или без нее. Завод изготовитель в данном случае также наносит непосредственно и на ту, и на другую бутылку один и тот же штрих-код. Но для нас это по-прежнему разные товары, у которых будет разная цена (набор, понятно, стоит дороже). Иногда сама подарочная упаковка может иметь свой собственный штрих-код, отличный от штрих-кода бутылки.
Третья ситуация – законодательство РФ очень изменчиво. И то, что вчера называлось шампанским (действительно, изготовленным во Франции), сегодня называется игристым вином.
То, что называлось арманьяком, сегодня вообще непонятно как классифицировать. Кто-то его заявляет как коньяк, другие - как бренди. Мы, например, не знаем как правильно – и вынуждены пока приостановить его импорт до получения официальных разъяснений.
И такая чехарда сейчас последние полтора года после принятия законов о новой классификации всей алкогольной продукции. В связи с обновленной классификацией все вновь ввозимые товары должны быть описаны по-новому. Соответственно, для нас это уже будут иные сущности с другими номерами артикулов и штрих-кодами, чтобы соответствовать новым классификаторам, утвержденным нормативно-правовыми актами. По этой причине нам опять не подходит заводской штрих-код – он тот же самый и остался у завода-изготовителя, что и для предыдущих партий (он вообще может не меняться годами).
Поскольку все ситуации со штрих-кодами и вариантами упаковки предусмотреть невозможно, самый простой для нас путь – маркировка своими внутренними штрих-кодами. При этом мы оставляем доступной и заводские штрих-коды, так как наши оптовые контрагенты, которые приобретают у нас продукцию (например, торговые сети) могут, наоборот, оперировать исключительно заводскими штрих-кодами в своем собственном учете.
Если вы приобретали в наших магазинах не только алкогольную продукцию, возможно, обратили внимание, что почти вся она промаркирована дополнительно нашими штрих-кодами, чтобы избежать любой неоднозначности в учете.
Сейчас вопрос с уникальностью штрих-кодов именно на алкогольную продукцию несколько отошел на второй план. Потому что внедрен по всей стране, так называемый, помарочный учет, когда каждая бутылка имеет на федеральной специальной марке свой индивидуальный штрих-код, по которому можно проследить движение каждой бутылки в системе ЕГАИС. Наши кассы сейчас настроены таким образом, что приоритетно сканируется именно федеральная специальная марка, а штрих-код товара особо не нужен, он остается для резервных целей.
Помимо этого, каждый импортер, включая нас, направляет в Федеральный реестр алкогольной продукции информацию о каждом таком товаре до того, как импортирует его. В этом реестре можно увидеть фотографии импортируемой продукции и сравнить ее с той, что вы приобрели в магазине. Это инструмент контроля продукции на легальность.
Вот этот сайт: https://fsrar.gov.ru/frap/frap
Конкретно интересующий вас товар можно проверить по этой ссылке:
https://fsrar.gov.ru/frap/frap?date_type=2®num=03-00000516&zaivitel=&inn=&name_prod=&id=3104
Внизу таблицы есть раздел «Маркировка АП», где прикреплены 3 файла. Выберите «Файл 3», там фотографии этой версии упаковки.
Помимо этого, вы можете проверить валидность/подлинность специальной федеральной марки, например, с помощью приложения АкцизКонтроль.» (c)
Надеюсь, ответ и для вас будет исчерпывающим. Если вы переживаете по поводу того, купили подделку или нет - не спрашивайте советов у прохожих в комментариях, у блогеров (если они вам так ненавистны). Разбирайтесь самостоятельно в ситуации: в 21 веке нет никаких сложностей написать производителю, импортерам или дистрибьюторам.
Если было полезно - ставь "палец вверх" и подписывайся на канал.