Очень часто встречаю легенду "про химика, который спас Ленинград". Если коротко, то её суть в том, что немецкие самолёты не могли летать при температуре меньше -15 градусов по цельсию, мол их топливо просто замерзало. И вот один советский химик выяснил это, что позволило нашим лётчикам сделать вылет при температуре -20 и оставаться неуязвимым. Но это именно что легенда, почему? Давайте разбираться!
На заре существования автомобилей в холодную погоду масло в автомобильном двигателе замерзало и превращалось в густой вязкий осадок. Он становится настолько плотным, что запустить двигатель практически невозможно. Если использовать более легкое масло, чтобы избежать этой проблемы, после нагрева в ходе работы двигателя масло становится жидким, как вода, и больше не смазывает детали как полагается. Двигатель чрезмерно изнашивается, масло проходит мимо поршня и расходуется намного быстрее. В идеале хорошее моторное масло должно было иметь одинаковую вязкость при всех рабочих температурах.
В 1932 году глава научного отдела Стандарт Ойл посетил лабораторию ИГ Фарбен и встретился там с доктором Мартином Мюллер-Кунради из немецкого концерна. Мюллер-Кунради вручает Ховарду банку с прозрачной вязкой жидкостью, которая, по его словам, представляет собой полимер изобутилена, хорошо известного побочного продукта нефтепереработки. Ховард знает, что ранее ученые пытались полимеризовать изобутилен, но им удалось соединить только несколько молекул. Немцы придумали технологию позволяющую выстраивать длинные полимерные цепочки с использованием сухого льда и катализатора. Новое вещество получило название "Вистанекс" . Оно поступает в продажу зимой 1933 года в качестве загустителя для масел и смазок и отлично работает, поскольку меньше подвержено температурным перепадам, чем обычные масла, что делает его идеальным для автомобилей и гидравлических систем, которые испытывают большие колебания температуры. Собственно поэтому как раз немецкие масла (и масла попадавшие в СССР по ленд-лизу) имели лучшую стойкость к морозам.
К слову, после того, как пути немцев и американцев разошлись, последние научились использовать "Вистанекс" в производстве искусственной резины для шин. И именно использование этого полимера, дало нам ту автомобильную резину, которой мы пользуемся по сей день.
Таки дела