Автор
Термин происходит от прямого (неправильного) перевода английского character arc и обозначает необратимые изменения в характере героя.
Некоторые особо одарённые коучи/преподаватели/редакторы могут настаивать на том, что у каждого главного героя должна быть такая арка. Это неверный подход. Арка может быть, но её может и не быть.
Дело в том, что основные черты характера человека формируются до 5 лет и глобально не меняются на протяжении жизни. Когда мы говорим об изменении характера, следует иметь в виду, что меняется не собственно характер человека, меняется его мировоззрение, его отношение к чему-либо.
Этот сюжетный приём более всего применим к полнометражному кино. В короткометражках нет достаточного пространства, чтобы изменить персонажа. В телесериалах это применимо лишь очень выборочно, да и то в горизонтальном формате. Зрители привыкают к героям, им они нравится такие как есть и изменения в мировоззрениях героев почти всегда вызывают негативную реакцию.
Существует множество известных фильмов, в которых герой не меняется вообще никак. Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Евгений Иванович Трошкин (Джентельмены удачи), все фильмы с Шуриком — там герой не меняется и именно этим фильмы и интересны.
Безусловно, сюжет может быть построен так, чтобы мировоззрение героя изменилось. Это может придать больше остроты и смысла рассказанной истории. Например фильм «Аватар», в котором главный герой прилетает на другую планету чтобы воевать с аборигенами, но по мере развития сюжета его мировоззрение меняется и к концу фильма он уже сам становится полноценным аборигеном.
Арка характера может быть построена на контрасте. В одной из предыдущих статей я говорил о друге/соратнике главного героя. Арка характера может быть у друга героя, при этом сам главный герой может не меняться. Этот приём использован в стареньком фильме «Герой» с Дастином Хоффманом. В этом фильме главный герой как был растяпой, неудачником и фантазёром, так и остаётся им к финалу. Этот момент особо подчёркнут в фильме начальной и финальной сценами. А вот друг героя необратимо меняется. Он совершает некую подлость (забирает лавры национального героя) но позднее осознаёт свою ошибку и кардинально меняет своё отношение к происходящим событиям.
Неграмотные редакторы могут требовать, чтобы все герои сюжета имели свою арку характера. Это достижимо лишь теоретически, но весьма сложно реализовать такой замысел практически. Относитесь к таким редакторам с пониманием, сделайте всё что возможно, а то что невозможно проигнорируйте. Если история сложится, то редактор сам поймёт что был неправ и не будет настаивать на абсурде.
Удачи!