На днях очень интересную тему обсуждала с одной мамой. Она говорила, что не знает, как "выманить" из комнаты своего ребёнка.
Ребёнок сидит в своей комнате и никак не разделяет события, происходящие в доме... А если заходишь в его комнату, он всё бросает и ждёт, когда ты уйдёшь. Это в лучшем случае.
Тут, конечно, разговор о доверии, об отсутствии отношений между ребёнком и родителями.
Можно достать ящик помидоров и запустить в женщину парочкой. Мол "Сама виновата!!!!"
Но)) Мы, обитающие на этом канале, воспитывающие (если так можно смело выразиться) особых детей, знаем, что не всё так просто. И где с обычным ребёнком можно как-то воспитывать, то с необычным... можно обвоспитываться, но ничего не получить в замен.
И поэтому, хочу рассказать, как лично я решила подобную проблему, намечающуюся на нашем с Гришей горизонте.
В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.
Проблема начала маячить в 6 лет. На тот момент у Гриши уже была своя комната и свой личный компьютер. Он не говорил, ничего не хотел, не мог делать по просьбе. Смотрел мультики, что-то печатал, распечатывал и опять печатал. Вот это было его любимое занятие.
К слову. Спустя 6 лет оно всё ещё с ним. Только усложнилось то, что он "изучает", то что он печатает. И то, как быстро он это делает.
И вот, значит, делает он это в своей комнате. И периодически я начала наблюдать, как деточка выгоняет меня из комнаты... Или хлопает дверью перед носом. Или уходит из нашей комнаты и громко хлопает дверью своей.
Это было забавно. Но... На мой тогдашний взгляд не предвещало ничего хорошего.
Это раз.
А второе. Пожалуй, самое главное. Гриша не говорил. Не мог учиться по инициативе взрослого. И у нас давно была система, о которой я писала где-то ранее. Пособия и материалы, игры были разложены по всей квартире. И, как только, у Гриши было состояние принять игру, я предлагала.
Уточнение. Я работала дома (вязала игрушки на продажу). И могла посвящать этому время. Вот так хаотично. По 100 раз на дню по 2 минуты.
Но так сложился уклад дома, что работала я всё же в своей комнате. А Гриша сидел в своей. И получалось, что заниматься мы могли, когда он приходил ко мне. А к 6-и годам делать это он стал реже. Ну вот это - хлопанье дверьми и так далее.
Когда я это заметила, то поняла, что надо с этим что-то делать.
И сделала. Переселила свой рабочий стол в Гришину комнату. И с утра до вечера сидела в его комнате. Работала. И смотрела мультики, обсуждала эти мультики, играла с Гришей в игры, давала задания. Опять работала. Отвечала на заказы. Опять мультики. Пособия. Рисунки. Заказы. Нитки. Крючки. Мультики.
Разумеется, первые... месяца три - это было очень сложно. Потому что я не робот многостаночник и вообще люблю тишину. Но постепенно, видимо, выработалась какая-то привычка: работать, следить за сюжетом мультика, думать о том, что спросить у Гриши и какое (заранее подготовленное) задание ему подсунуть и как его вплести в происходящее.
Отступление. Какую-то тонкую работу я делала рано утром, пока Гриша спал.
Но вот так мы жили.
---
Задачи, напоминаю, я преследовала три.
1. Главное. Занятия с Гришей. Да, в такой идиотской перманентной форме. Но занятия.
2. Общение с Гришей. Человек не говорил. Но всё понимал. И главный его интерес - мультики - я таким образом активно разделяла. Радовалась, пугалась и так далее. Ну и всё знала про то, что он смотрит.
3. Мне не нравилось, что Гриша начал закрываться в своей комнате. Я тогда не понимала, что именно меня в этом пугает. Но я себе так и представила, что ещё чуть-чуть и будет он сидеть один в четырёх стенах перед компьютером и полностью уйдёт в аут.
Нет, спасибо.
---
Да, знаю. Сейчас кто-нибудь придёт и скажет: - А как же личное пространство????? Ведь оно так важно. Для всех.
Да... Это правда.
Но что-то меня тогда пугало в этом "личном пространстве".
Уточню. В нашем доме не принято лезть к человеку, когда он не хочет общаться. К Грише в том числе. И мы способны, находясь в одной комнате, спокойно не разговаривать друг с другом часами, занимаясь своими делами. При этом готовы поддержать и общее дело и беседу, спонтанно возникшую.
То есть присутствие мужа, читающего книгу, меня не раздражает))
А были все признаки, что Гришу начало нервировать присутствие другого человека в комнате (одного из родителей). И именно этот момент меня очень и очень напугал.
Тогда я мало понимала, что вижу. Но пошла вот таким путём - злостно лишила Гришу личного замкнутого пространства.
И когда мы переехали, Гришу поселили в большой комнате. И её теперь я в статьях называю "Гришина комната". Но это не так. В этой комнате (умышленно) стоит мой рабочий стол с компьютером. Здесь книги, как Гришины, так и общие. Здесь шкаф с вещами. Ученический стол. И другие столы для разных видов творчества. И комнату эту мы называем НАШЕЙ.
У Гриши из "моего" - стол, комод, компьютер, стул, игрушки, книжки, диван.
Фактически Гриша живёт в мастерской. Для кого-то это может показаться очень и очень странным.
---
Почему я выбираю работать в общей с Гришей комнате, ведь на много на много проще было бы поставить свой стол в комнате, где нет ребёнка, бесконечно разговаривающего.
Но нет. Я сижу за компьютером, работаю, и постоянно отвечаю на вопросы, выслушиваю шутки, что-то по просьбе Гриши ищу в интернете.
Да, сейчас интенсивность стала в 10-и раз меньше. Гриша устаёт за время занятий. И к 16-и часам, предполагаю, сам хочет просто помолчать и, как он говорит, "поработать", посидеть за компьютером.
И вот, мы сидим. Я за одним, он за другим. И молча работаем.
Периодически в комнату заходит папа Гриши и разговаривает со мной. Гриша спокойно, не отвлекаясь, продолжает заниматься своим делом.
Я ухожу, прихожу, разговариваю по телефону, включаю на смартфоне сериал, который идёт фоном, параллельно с тем, что Гриша смотрит на компьютере.
Если надо, что-то режу на полу, клею. Гриша, по желанию, в этом участвует. По просьбе - помогает, оставив свою работу.
---
То есть, испугавшись в своё время того, что Гриша вот-вот замуруется в своём, таком важном "личном пространстве" четырёх стен, я намеренно сделала так, чтобы у него даже возможности не было это сделать.
К чему это привело?
К вышеописанному.
Гриша спокойно сосуществует с людьми, если они навязчиво к нему не лезут. Ну, в такой ситуации и я бы тоже не смогла быть вежливой долго.
Он способен сейчас работать в присутствии других людей, он легко отрывается от своих дел, чтобы помочь, разделить происходящее в доме.
Когда к нам приходит бабушка и мы с ней беседуем в этой же комнате, или пьём чай, Гриша и чай попьёт (условно) и посидит за компьютером (с тихим звуком) и с бабушкой попытается разделить шутку из мультика.
При этом сам Гриша ненавязчив. Если его просят помолчать минуту, он молчит и ждёт, когда можно будет говорить.
Итак.
Хорошо подумайте, прежде чем одарить аутичного ребёнка своей комнатой, "личным пространством".
Вполне возможно, вы готовите самими себе ловушку, из которой потом не выберетесь. А точнее, не сможете извлечь своего ребёнка.
Удачи вам, дорогие мои читатели.