Всем привет! Все знают, что такое «стресс». И уж, конечно, герои произведений без него не обходятся. Как же передать такое состояние персонажа в произведении? Сложностей много, но если вы отлично знаете процесс, знаете формулу описания любого стресса, то не только с этим справитесь, но и сделаете ситуации интереснее. Об этом и поговорим сегодня.
Сначала пробежимся чуток по признакам. Стресс (нагрузка) – это физиологические, психологические, поведенческие реакции человека на очень сильные раздражители жизни (Г. Селье).
Виды стресса
► Острый стресс: кратковременное пребывание в состоянии стресса из-за каких-то важных событий, сильных переживаний, эмоционального напряжения.
► Хронический стресс: привычное долговременное стрессовое состояние, часто вызванное систематическими неудачами.
► Эустресс (полезный, позитивный) – дающий человеку позитивные эмоции.
► Дистресс (вредный, негативный) – эмоциональный дискомфорт, напряжение перерастающее в стресс.
Отличительные признаки стресса
► Стресс можно получить мгновенно, а может, как и при аффекте, накапливаться эмоциональное напряжение, долгое течение проблемных ситуаций без их полного разрешения.
► Полная утрата контроля бывает редко, в самых сложных случаях депрессии, при одновременном возникновении ряда сложнейших проблем. Если история героя именно с них и начинается, то он уже в состоянии стресса.
► Изменение обычного поведения человека может свидетельствовать о стрессе. Выбирая определенную линию поведения, человек пытается избавиться от стресса. Ну а то, что персонажи все время меняются, вы и сами знаете.
► Появлению стрессов способствуют ускорившиеся изменения современной жизни. А вот в книге иногда нужно притормаживать сюжет, иначе стресс получит читатель.
► Люди, преодолевающие стресс, делятся на типы.
1. Интерналы – люди, рассчитывающие только на свои силы. Когда герой в книге усиленно отказывается от помощи, то, скорее всего, он именно этот самый тип. Одиночка – модный нынче персонаж.
2. Экстерналы – люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации. Попаданец, который тут же обретает компанию помощников в иномирье, тоже часто встречается. На мой взгляд, писатель совершает ошибку, если очень долго не дает герою принимать решения и действовать самостоятельно. Иногда такой тип совершает единственное последнее героическое дело – убивает злодея. Интересен ли он? Не думаю.
3. Смешанный тип (чаще всего).
► Жизни без стресса не бывает. Эустресс необходим. Вот с него и начнем.
Эустресс
Я считаю, писатель не должен «держать» героя или персонажа все время в состоянии озабоченности, тревоги, унылости и т.д. Это не только утомляет читателя, но и не дает герою действовать полноценно. И здесь поможет прием, который я называю «Порция адреналина». Герою хорошо бы пережить какой-то полезный стресс, чтобы он выступил как стимул, как движущая сила, мотивировал на разрешение даже самых сложнейших проблем.
Еще один прием задействования полезного стресса – Счастье на контрасте» – хорош для хеппи эндов. Вам известно, конечно, что за счастье, удовольствие отвечают гормоны дофамин и кортизол (смотрите словарик в субботу). Чем больше контраст между предшествующим событием и событием-эустрессом в книге, тем больше кайфа от ее завершения.
Эустресс, как и другие виды стресса, проявляется на 1) физиологическом уровне, 2) психологическом, 3) в поведении:
Интересно, что при эустрессе могут быть не очень приятные проявления. Например, позитивное беспокойство вызывает бессонницу. Человек снова и снова, уже наедине с собой, переживает, скажем, конференцию, на которой ему вручили премию, награду за заслуги. Кроме того, выбранная линия поведения может привести к негативным последствиям.
Описания реакции, эмоции, поведения должны быть достоверными. Например:
«Сверкали вспышки магния, персонал в белых одеждах разносил напитки. Я же, скукожившись в крахмальном фраке, застыл за кулисами.
Наверное, человек, выбравшийся из бедноты, никогда не привыкнет ни к богатству, ни к славе. Пусть у меня теперь шикарный дом, жена-красавица, пусть я растолстел пуще прежнего, и куча денег на счету, но Днобелевская литературная премия! И её вручит сам президент!
Коленки тряслись от страха. Вот-вот наступит разоблачение. Все увидят, какой силос со вкусом вазелина мы искусно продвинули в ТОП, и…
Мне предстояло сказать речь. Об этом я мечтал все эти годы. Мой шанс. Я произнесу важный спич, который откроет людям глаза на упадок в литературе, на высокое призвание писателя и его верного помощника — читателя, спич, который изменит мир — пусть даже ценой моей собственной жизни…
Я подготовил себя к моменту ошеломительной славы и скандала, к тому, что выполню свою миссию. Я отточил острые, как лезвие гильотины, слова, я придумал, где расставить акценты, где покровительственно поиграть смыслами и устало улыбнуться моему недалёкому, купившемуся на хайп читателю…» (Тим Яланский, «Герой не нашего романа»)
Этот юмористический рассказ о становлении писателя (не в нашем мире). Ему страшно, волнительно, и этому веришь.
Читаю в женском романе: окрыленный первым свиданием парень пришел домой, тут же улегся и задрых так, что проспал на работу. Не верю! (© Станиславский).
Выделю в процессе шесть важных последовательных элементов. Формула эустресса для описания:
В отличие от аффекта, персонаж может размышлять о том, что произошло, давать всему оценку. Выход из состояния, как правило, тоже позитивный, но не всегда. Ситуация эустресса, возбуждение от нее, особенно эйфория, могут заставить персонажа (волей писателя) совершить неадекватные поступки, странно себя вести.
Например, у героя одного романа родился сын. На радостях он собирает компанию и напивается. В результате драка, убийство, сюжет круто меняется.
Вообще, когда в сюжете ситуация эустресса сменяется дисстрессовой и наоборот – это всегда интересно. Вспомнился фильм «Знахарь»: получив всеобщее признание, нейрохирург с мировым именем приходит домой счастливый, с дорогими подарками для жены. А жены нет. Счастье сменяется горем, желанием забыться, что и происходит. Но, увы, забытье становится реальностью, и начинается трагическая история, от которой невозможно оторваться.
Однако с показом дистресса все намного сложнее. Об этом поговорим далее.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература