Дополнительные материалы
Здесь собраны интересные материалы и архивные фотографии стандартных автобусов, которые не вошли в основные две части статьи.
Производство стандартных автобусов VöV SL II за пределами Германии
Если в программе VöV-Standart Bus I участвовали производители из других стран, например Ikarus из Венгрии и Berliet из Франции, то в случае со вторым поколением были лишь концерны из Германии. Однако, производители из разных стран делали на шасси стандартных автобусов свои модели.
Так, в Австрии выпускались автобусы марки Graf & Stift, использующие шасси MAN SL 202. Впрочем, производитель Gräf & Stift принадлежал концерну MAN, отсюда и использование их кузовов и шасси.
А вот на основе Mercedes-Benz O405, делали автобусы, не имеющие прямого отношения к концерну Daimler-Benz AG. Данная модель стала настолько популярной, что с использованием его кузовов и шасси свои автобусы выпускали производители из Северной Ирландии, Швейцарии, Израиля, Испании и даже России.
На фото ниже ГолАЗ АКА-5225, построенный на шасси Мерседеса. Для России середины 90-х производство подобного автобуса стало настоящим событием. Однако, даже несмотря на то, что в сравнении с оригиналом он был удешевлен ( заменены блок фары, более простая задняя часть, двери от модели ЛиАЗ-5256, стекла держались на резинках, упрощенный салон) города России в 90-е годы не могли себе позволить столь дорогую технику. Поэтому было выпущено 176 сочленённых автобусов АКА-6226 и 169 одиночных АКА-5225 всех модификаций, что, конечно же, было совсем немного.
Немецкие производители: факты и иллюстрации
Ряд интересных фактов о производителях, участвовавших в разработке стандартных автобусов.
Setra
Ранее в статье говорилось о том, что производитель Karl Kässbohrer Fahrzeugwerke GmbH принимал участие в создание пригородной версии стандартного автобуса, но в дальнейшем отказался от производства автобусов стандарта VöV из-за срыва контрактов по поставке двигателей производителями MAN и Daimler-Benz AG. Здесь я чуть подробнее расскажу об этом.
В прошлой статье я упоминал, что Kässbohrer не участвовал в программе VöV-Standart Bus I, однако модель Setra S 140 имела некоторые компоненты, соответствующие стандарту VöV, да и визуально была схожа со стандартными автобусами.
А вот ко второй программе было принято решение присоединиться. Компания выпустила 6 прототипов Setra Ü 80, кузова для которых были изготовлены компанией Göppel. В ходе испытаний в транспортных предприятиях Германии, эти прототипы отлично себя показали. И, возможно, на одного производителя стандартных автобусов было бы больше, если бы не Daimler-Benz и MAN, которые сорвали поставки двигателей для Kässbohrer. По факту, как и в случае с Neoplan, это был спланированный бойкот, организованный для воспрепятствования серийному производству стандартного автобуса Setra.
Однако, в середине 1980-х Kässbohrer, использовав в качестве основы междугородную серию 200 и создав на её базе природную и городскую серию Setra S 213/215 ÜL с использованием лишь нескольких стандартных элементов, смог взять реванш и обогнать конкурентов. Setra S 215 стала одним из самых популярных пригородных автобусов в Германии.
Архивные фотографии автобусов Mercedes-Benz и не только.
С выходом модели O405, концерн Daimler-Benz AG решил организовать производство троллейбусов, с использованием автобусных кузовов. Так появился троллейбус Mercedes-Benz O405T/GT/GTD. Последняя модификация GTD была особенно интересной. Она представляла из себя дуобус — т.е. имела, как тяговый электродвигатель, питающийся от контактной сети, так и двигатель внутреннего сгорания. Простыми словами — это был троллейбус с дополнительно установленным дизельным двигателем. 18 таких дуобусов заказал город Эссен, причем они были оснащены дополнительными дверями с левой стороны для того, чтобы использовать их на специальных линиях.
Основным производителем городских двухэтажных автобусов для Берлина, начиная с 70-х годов, был MAN. Однако, Daimler-Benz AG так же предпринимал попытки войти в этот сегмент. Одна из них — прототип двухэтажного автобуса Mercedes-Benz S 80-DD. Он был сделан на основе прототипа Mercedes-Benz S 80 в 1982 году. Однако берлинского перевозчика BVG этот автобус не заинтересовал и данная модель осталась в единичном экземпляре.
MAN
Ну а коль вспомнили про MAN, то обратим внимание на их двухэтажник — SD 202. За десять лет производства (с 1982 по 1992 г.) данная модель получила множество модификаций, первой из которых стал прототип D 80, выпущенный в единственном экземпляре. Именно эта модель в модификации D 86 стала первым низкопольным автобусом MAN. Она вышла аж за три года до выхода MAN 895 NL 202.
В 1985 году, специально для немецкого города Золинген, началось производство трехосного троллейбуса MAN SL 172 HO. Он был разработан совместными усилиями компаний MAN, ÖAF, Gräf & Stift и Kiepe Elektrik на основе стандартного автобуса MAN SL 202. В период с 1985 по 1987 год выпустили 46 таких троллейбусов. Тринадцать из них в 2016 году были переданы в украинский город Мариуполь.
Neoplan
Внимательные читатели могли заметить, что слова «Neoplan» и «первый» в одном ряду в данном материале упоминались с завидной регулярностью. Neoplan действительно часто был пионером в сфере автобусного транспорта. Итак, загибайте пальцы:
— Первым представил городской низкопольный автобус, обогнав других производителей более чем на десять лет. (1976 г.)
— Первым среди производителей выпустил прототип пригородного стандартного автобуса второго поколения (1980 г.)
— Первым выпустил прототип сочлененного стандартного автобуса второго поколения (1980 г.)
— Первым выпустил серийный стандартный автобус второго поколения. (1982 г.)
— Первым выпустил серийный сочлененный стандартный автобус второго поколения (1983 г.)
— Первым показал низкопольный мидибус (1983 г.)
— Первым выпустил серийный низкопольный автобус, на год обогнав конкурентов MAN и Daimler-Benz AG (1988 г.)
И это я упомянул только первенство Neoplan в производстве городских и пригородных автобусов, а ведь еще есть междугородные и туристические, где данный производитель также не раз был впереди планеты всей. Пока я писал эту статью, мое отношение к данному производителю довольно сильно поменялось, разумеется в лучшую сторону. И поэтому сейчас грустно видеть Neoplan лишь в качестве дочернего предприятия концерна MAN, которым он стал в 2001 году. Впрочем, несмотря на то, что время крупных технологических прорывов для Neoplan прошло, он продолжает оставаться одним из ведущих игроков в автобусной индустрии.
Прототипы VöV-Standart Bus II в России.
Очевидно, что прототипы стандартных автобусов первого поколения в Россию попасть никак не могли, поскольку были выпущены в 60-х годах и к тому моменту, когда в 90-е хлынула волна зарубежных автобусов в РФ, уже давно были списаны. А вот прототипы автобусов стандарта VöV II в некотором количестве бороздили просторы нашей необъятной аж до начала 10-х годов. Один из них даже работал во Владимирской области, откуда я родом.
Setra Ü 80
Один из шести прототипов производителя Kässbohrer занесло в Гусь-Хрустальный, где он проработал примерно до 2011 года. Состояние его оставляло желать лучшего, однако, он все-таки умудрился сохранить свой оригинальный облик в отличии от автобуса ниже.
Mercedes-Benz S 80
Один из 13 прототипов Mercedes-Benz S 80 работал в Перми. Здесь он был подвергнут жуткому «колхозу»: к маске Mercedes-Benz O405 «присобачили» лобовое стекло от Scania CR 112. В таком виде он катался примерно до 2010 года, после чего был списан и порезан.
Neoplan Ü 80/SL II Prototyp
Прототипы от Neoplan были представлены в нашей стране сразу несколькими экземплярами. Прототипы Ü 80 работали в Ростовской, Калининградской и Пензенской областях. В Ростове-на-Дону был более ранний прототип, предположительно 1980 года постройки. Об этом говорит передняя маска, характерная первым опытным образцам Neoplan Ü 80. В Калининграде же работало целых два прототипа, оба были выпущены в 1981 году и имели переднюю маску, которую позже получит городской вариант N 416 SL II. В Пензе работал экземпляр, аналогичный калининградским машинам, год его постройки неизвестен.
А вот в Саратовской области и Удмуртии работали уже прототипы городского автобуса Neoplan SL II Prototyp 1982 года выпуска. В Энгельсе автобус проработал на линии с 2002 по 2011 год. Экземпляр из Ижевска поступил на предприятие в 2004, однако, в каком году был списан — неизвестно.
К сожалению, никого особенно не волновала уникальность и историческая ценность данных прототипов, поэтому закончили они все одинаково — были списаны и порезаны. На сегодняшний день, на территории РФ не осталось ни одного прототипа немецкого стандартного автобуса второго поколения.
Стандартные автобусы второго поколения в России
Напоследок упомяну пару интересных экземпляров VöV-Standart Bus II, которые когда-то бегали по дорогам нашей страны.
MAN SD 202
В прошлой статье я пару слов посвятил двухэтажникам MAN SD 200 города Барнаул, сказав, что им на смену пришел MAN SD 202 в количестве одной штуки. Это был автобус 1986 года выпуска, а значит он имел наименование D86, из которого исходило, что пол у него был низкий. Это, кстати, делает его самым старым низкопольным автобусом в России. До наших дней данный автобус дожил, но в крайне извращенном виде (на последних фотографиях он)
Mercedes-Benz O405GTD
В 2001 году в «Мострансавто» поступили все 18 дуобусов Mercedes-Benz O405GTD из Эссена. К сожалению, в качестве троллейбусов их никогда не использовали, как и не использовали двери с правой стороны. Автобусы работали исключительно в качестве автобусов в Московской области. Часть из них списали довольно быстро, в 2007-2009 годах, но некоторые умудрились проработать до середины 10-х годов.
Neoplan N407
В Краснодарском крае работал один из ранних коротышей производителя Neoplan. Год его выпуска неизвестен, но судя по передней маске выпущен он в первой половине 80-х годов. Данный автобус на сегодняшний день все еще существует, однако не работает, простаивая где-то в Белгородской области.
Также лично от себя хочу добавить трех интересных представителей стандартных автобусов из моего родного города Владимир. На фотографиях ниже изображены три автобуса из разных стран, построенных на основе немецких стандартных автобусов.
Ramseier & Jenzer (Mercedes-Benz O405)
Burillo Carla (Mercedes-Benz O405)
Gräf & Stift GS LH 202 M11
Предыдущие части - здесь и здесь
Ссылки на источники:
Статья основана на материалах электронной версии издания Грузовик Пресс. Ссылки на них прилагаю ниже.
Также в статье присутствуют материалы с сайтов:
http://worldabh.info/evobus/benz/s80-dd/index.html
https://www.beku-bildarchiv.de
https://www.autowp.ru/neoplan/n_416
https://dewiki.de/Lexikon/Standard-Bus#Zweite_Generation_(SL_II)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O405
https://ru.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O407
https://ru.wikipedia.org/wiki/MAN_SÜ242
https://de.wikipedia.org/wiki/Neoplan_N_416
https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O_402
https://de.wikipedia.org/wiki/MAN_SM_152
https://ru.wikipedia.org/wiki/Neoplan_N407
https://www.wikiwand.com/en/Wrightbus
https://de.wikipedia.org/wiki/MAN_SL_172_HO
Фотографии автобусов на территории РФ взяты с сайта fotobus.msk.ru
#автобусы #германия #история #man #mercedes #мерседес #общественный транспорт #прототипы #фото #россия