Найти в Дзене
Илья Duke

Как византийский император к русской княжне подкатывал

В русских летописях иногда можно прочитать весьма интересные истории с сюжетами не утратившими актуальность и интерес для читателя и поныне. И одна из таких историй - это рассказ о том как византийский подкатывал, император как сейчас модно выражаться, к русской княжне. Причем история эта не вымышленная. Кроме того, что довольно подробно об этом рассказывается в Повести временных лет, история эта отражена и в византийских источниках дошедших до наших дней.

Как уже наверное догадались многие мои читатели, княжной этой была княгиня Ольга, а императором - Константин Багрянородный. И отражена она соответственно кроме повести временных лет в сочинениях самого Константина Багрянородного. так что сам факт пребывания Ольги в Константинополе не вызывает сомнений. Укрепив свою власть после убийства мужа она направилась туда видимо для переговоров по торговым делам между Русью и империей.

Далее история согласно письменным источникам выглядит так. На торжественном приеме у императора единственная женщина-правительница среди прибывших на прием правителей государств-византийских союзников отличалась независимостью суждений, красотой и умом. Представляясь базилевсу, она не преклонила колени, нарушив ритуал, а всего лишь склонила голову. Эта дерзость оправдала себя. Император заметил княгиню Ольгу и посадил возле себя за столом и беседовал с ней.

Потом беседы продолжались каждый день и Ольга якобы очаровала базилевса Византии. Он ухаживал за ней и слал подарки, подарив в конечном счете приличное состояние (около 700 золотых).

Константин Багрянородный беседует с княгиней Ольгой. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Константин Багрянородный беседует с княгиней Ольгой. Миниатюра из Радзивилловской летописи

В этом свете интересная история принятия Ольгой христианства. Император ухаживал все активнее и в конце концов практически прямо начал предлагать ей руку и сердце, что по видимому не устраивало саму Ольгу. однако и ответить отказом напрямую она не могла боясь осложнений в отношениях между двумя государствами. Тем более что Русь контролировавшая путь Из варяг в греки сильно зависела от торговли с Византией.

Хитрая Ольга предложила покрестить ее, дескать негоже христианскому императору жениться на язычнице. Но только при условии, что цезарь покрестит княгиню сам. Император крестил Ольгу, дал христианское имя Елена в честь матери Константина Великого. А когда император вернулся к интимному вопросу, княгиня спросила: "Разве может крестный отец, жениться на дочери?" Так по легенде Ольга избавилась от ухаживаний настойчивого императора.

Красивая легенда, но что то тут не так. В повести временных лет свадьба Игоря и Ольги помещена под 903 годом. Даже если предположить, что свадьба носила формальный характер и Ольга была еще ребенком, все равно в 954 году, а именно под этой датой помещена история о неудачном подкате Византийского императора к Ольге, то самой Ольге в это время шел шестой десяток. Трудно представить, что император подкатывал к старухе. Это сразу же рождает массу конспирологических версий о фальшивости Повести временных лет и т.д.

Но давайте посмотрим на этот сюжет с научной точки зрения. Если отбросить подробности о чем нам рассказывает этот отрывок, что стало итогом всей этой истории? Очевидно, что итогом стало крещение Ольги. То есть история эта прежде всего о проникновении христианства в правящие круги Руси. Причем же тут описание попытки сватовства императора к Ольге? Тут все просто. Нужно просто знать книжные традиции времен когда это все было написано. На самом деле тогда было принято конструировать новые летописные сюжеты из уже имеющихся библейских. И праобразом для истории послужил библейский сюжет визита царицы Савской к царю Соломону. А поскольку русская летописная традиция была перенята из Византии, сюжет оказался устойчив как в византийских так и в русских источниках. Позже в отечественной летописной традиции этот сюжет эволюционировал. Место Константина Багрянородного в поздних источниках часто занимает другой император - Иоанн Цимисхий. При этом чувствуется явный намек на грехопадение греков, которых он и олицетворяет, и появления нового начала и будущего православного мира в виде Руси, которую в этой истории олицетворяет Ольга. Поэтому и Иоанн Цимисхий на роль антагониста подходил лучше - пришел к власти в результате заговора, воевал с Русью (с князем Святославом).

Одна из поздних редакций этой истории (XVI век), помещенная в Степенной книге как раз и должна была наводить читателя на мысль о том, что у России есть особая роль в продолжении православной традиции, третьего Рима, а ее превосходство над погрязшим во грехе и клонящимся к упадку Византийским царством наметилось именно в момент принятия Ольгой христианства.