Я прочитала много источников про Георгия Яковлевича Лозгачева и меня поразило, что во многих из них повторяется одна и та же искаженная информация. Якобы осиротевшего мальчика усыновили супруги Елизаровы. Все было совершенно не так. Мальчик вошел в семью сестры Ленина при своих живых родителях. И прямым доказательством этого являются воспоминания самого Георгия, изложенные в написанной им лично книге "Незабываемое"
Как все начиналось
Весной 1906 года 46-летняя Феврония Игнатьевна родила сына, которого назвала Георгием. Дело происходило в железнодорожной сторожке на разъезде Князевка, неподалеку от Саратова.
Отец новорожденного был дворником и от рассвета до заката трудился, чтобы заработать 50 копеек на семью из пяти человек. Семья состояла из отца, матери, двух девочек и младенца Георгия. Еще один сын, бывший на 27 лет старше новорожденного, сидел в это время в тюрьме, его туда посадили за участие в организации железнодорожной забастовки.
Когда мальчику исполнилось три года, его сестру Варю стали готовить к поступлению в школу. Старшая сестра Александра обучала ее буквам, а маленький Георгий, залезал на рядом стоящую табуретку, и наблюдал. Получилось так, что пока Варя с трудом складывала буквы в слоги, ее брат уже научился читать.
В 1910 году семья переехала и стала жить в подвале на Константиновской улице. Там малыш нашел необычных друзей. Неподалеку от них, на углу Камышинской улицы, была стоянка легковых извозчиков. Там вечно толклись простые неграмотные крестьяне, желающие заработать извозом. Георгий читал им газеты, тем самым заслужив их уважение.
Слухи о даровитом мальчике было распространялись по всему Саратову и как-то днем к ним домой пожаловал молодой фотограф из газеты. Он решил выпустить материал о вундеркинде. Мать Георгия, услышав, что ее малыша хотят сфотографировать для газеты, очень испугалась. Но фотограф ее успокоил и сделал снимок всей семьи. Спустя пару дней в газете "Саратовский листок" вышла статья "Маленький грамотей". Фотограф, хоть и обещал выложить фото всей семьи, снял почему-то лишь мальчика.
В статье мальчика называли гением, сравнивали с другими талантливыми людьми и в конце была провокационная фраза:
Но сколько погибло талантов только потому, что вовремя некому было протянуть руку помощи!
Чуть позже о мальчике вышла статья в журнале "Огонек" и на его семью обрушилась неожиданная слава. На имя отца семейства часто стали приходить письма от обеспеченных людей, которые предлагали забрать мальчика на воспитание себе. Ни на одно из этих писем родители не ответили. Отдавать сына они не хотели.
Но не все люди, желавшие получить мальчика, писали письма. Кое-кто оказался более умным. Речь о супругах Елизаровых. Они не стали писать, а просто пришли в гости к дворнику, чтобы посмотреть на умного кроху.
Для начала Марк Тимофеевич задал мальчику легкую задачку, чтобы посмотреть, справится ли тот с ней. А потом Елизаров дал мальчику несколько монет, чтобы тот купил себе и сестре гостинцев.
— Так приводите к нам Гору, Игнатьевна, — говорила на прощанье Анна Ильинична матери, — пусть и Варенька с ним бывает у нас. Познакомимся поближе, да и он узнает нас, попривыкнет. Ну, а там видно будет, мы с вами пока ничего ведь не решаем. Значит, помните?
Мальчик, не знал, что пока его не было, Елизаровы грамотно объяснили его родителям, что мальчику требуется хорошее образование, у него большое будущее, и если мать с отцом желают своему ребенку блага, то они должны отдать Георгия им.
Феврония Игнатьевна не хотела уступать, говорила, что и бедные люди вырастают достойными людьми, но мудрая Анна Ильинична не собиралась спешить. Она предложила, чтобы мальчик постепенно привык к ним, а потом через энное количество времени, пусть сам решит с кем останется.
На том и порешили.
С того июньского вечера 1911 года и началось поэтапное вхождение Георгия в семью Елизаровых. Мальчик постоянно гостил у Анны Ильиничны и ее мужа, познакомился со многими родственниками Ленина.
Мать Ульяновых Мария Александровна очень тепло отнеслась к мальчугану. Она обучила его всему, что того интересовало: как узнавать время, как играть в шахматы, как читать по нотам. Перед Георгием открывался доселе неизвестный и безумно манящий его мир...
Георгий полюбил семейство Ульяновых и это было неудивительно, ведь с ними он развивался, стремительно шагал вперед в своих познаниях.
А потом наступил 1913 год. Анна Елизарова собралась уезжать из Саратова в Крым поправлять здоровье. Георгия тоже планировали взять, но в последний момент оставили. Оставшись без нее, мальчик понял насколько ему ее не хватает и как страстно он желает быть с Елизаровыми.
Тем временем, Анна Ильинична, тосковала по мальчику и написала мужу письмо, из которого дала понять, что время пришло. Марк Тимофеевич пришел к родителям Георгия и предложил оформить усыновление через нотариуса. Они больше не сопротивлялись, так как видели, что сын уже не мыслит своей жизни без Елизаровых.
Чем все завершилось
В Крым мальчика сопровождала его родная мать. Она же поздним южным вечером со ступенек вагона передала Георгия в объятия его новой матери. Феврония Игнатьевна уехала, не прощаясь с сыном. Материнское сердце ныло от боли, но она понимала, что иного исхода уже не будет.
Георгий окунулся в новую жизнь. У него появилось все о чем он мечтал. И счастье началось с изумительной голубизны Черного моря, с незнакомых вкусных запахов, с яркого солнца...
После Крыма Георгий проживал с новыми родителями в Петербурге. Он окончил коммерческое училище. В 30-х годах он работал следователем, инженером, журналистом.
В 1941 году Георгий ушел на фронт и в составе 357 Алма-Атинской дивизии дошел до Праги. Во время войны его серьезно ранило и он, до конца жизни ходил с тростью, получив инвалидность II группы.
Георгий был женат, но о его личной жизни известно очень мало. Журналистов он не жаловал.
В 50-х годах Георгий Яковлевич стал писателем. Им написано несколько книг, в том числе "Незабываемое", где содержится много сведений о семействе Ульяновых.
Не стало Георгия Яковлевича в 1972 году. Хотя в некоторых источниках указан 1970-й год. Наверное, точную информацию можно найти лишь на памятнике в месте захоронения, а это Воскресенское кладбище в Саратове.
Не пожалел ли Георгий Яковлевич о своем выборе в детстве? Я думаю нет и это подтверждают его строки из книги:
Незабываемое — это годы моей юности, прожитые в семье Ульяновых. Незабываемое — это они сами в моей жизни.
Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна, пальчику вверх. Подписка здесь