Этот крупнотоннажный военный восьмиколёсный грузовик чехословацкого производства от Tatra тоже проходит под номером модели 815, как и привычный нам трёхосный самосвал, только этот с литерой 8х8. По сути он сменил уже порядком устаревшую Татру 813, которая также имела четыре ведущие оси. А 815-ая эта Татра, потому что построена на комплектующих знакомого нам самосвала.
Заглядываем в кабину, и она просто роскошная. Здесь довольно много места, водительское кресло подпружинено, а остальные просто мягкие. Сзади есть два кресла и столик, а также раскладывающаяся полка для спального места.
Не припомню, чтобы в других военных тягачах была такая роскошь и такой комфорт со шторками.
Откидываем кабину при помощи специального механизма и рычага.
И здесь у нас красуется V-образный 12-цилиндровый дизельный битурбированный двигатель с воздушным охлаждением мощность 360 л. с.
Крыльчатка охлаждающего вентилятора вращается через шкив и ремень от двигателя. Каждый цилиндр прикручен к блоку двигателя на 4 шпильки.
От двигателя идёт карданный вал на коробку передач.
В ней же находится и раздаточная коробка. Чтобы раздать крутящий момент на все четыре ведущие оси, нужно постараться.
Вся несущая конструкция здесь комбинированная, т. е. она хребтово-рамная. Хребтовая она, потому что конструктивно есть сочленённые трубы, в которые интегрированы карданные валы, ведущие мосты и коробка с раздаткой. А рамная она, потому что хребет-хребтом, а рама тоже есть, к которой крепится всё, начиная от кабины и кузова, и заканчивая всей этой сложно-сочинённой подвеской и мотором.
От редукторов выходят полуоси приводов со ШРУСами, которые скрыты под пыльниками и чулками. Есть и централизованная система подкачки колёс, куда же без неё. И таким образом вся подвеска здесь независимая.
Ограничивают её хода упоры и резиновые проставки. Однако и рессоры тоже есть, причём не номинальные, а капитальные, толстые, и их много.
На всю эту сложнейшую архитектуру подвески можно любоваться часами. И всё это было придумано разумеется не ради надёжности, а исключительно для выдающейся плавности хода по пересечённой местности.
Однако в СССР не спешили закупать эти восьмиколёсные военные Татры, хоть и покупали привычные там трёхосные самосвалы.
А всё потому, что в те времена нужды армии полностью перекрывались многоколёсными грузовиками от МАЗ. И яркий тому пример МАЗ 537, у которого тоже все 8 колёс ведущие. Он весил около 21 т., а Татра 8х8 имела снаряжённую массу всего лишь 14 т. Советскому командованию показалась она лёгкой по сравнению с МАЗом, да и дороже она была по понятным причинам.
К тому же мощность МАЗа доходила до 525 л. с., правда и прожорливость была тоже на высоте из-за рабочего объёма почти в 40 л. У Татры же аппетиты были куда скромнее, но и грузоподъёмность была ниже, как и тяговые характеристики по массе буксируемого прицепа.
Именно из-за суровых военных тягачей от МАЗ восьмиколёсные Татры 815 в Союз практически не завозились.