Самое главное, что нужно знать о рынке современного искусства – то, что это рынок. А произведения искусства на нем - это инвестиции. Похожие больше на недвижимость, чем на акции, потому что владельцы привязаны к ним эмоционально и не любят расставаться с собственностью без веских причин.
В финансовых тонкостях рынка и его инструментах люди со стороны - не специалисты и не участники рынка – разбираться не могут.
Но ведь, когда речь идет об искусстве, она идет и о культуре. В любом обществе, у нас или на Западе, культурная осведомленность - знак высокого социального статуса. Разбираться во всех рыночных хитросплетениях и тем более - во всех проблемах современного искусства - быстро не научишься, для этого требуется время.
Но если какие-то детали сумеешь кстати упомянуть в разговоре, собеседники поймут, что ты в курсе вещей, которые знают далеко не все, и что мир искусства тебе не чужд.
Могут даже счесть завсегдатаем популярных мероприятий, связанных с искусством. А если будешь выглядеть особенно убедительно, то и знатоком.
Вот 9 фишек, которые известны только посвященным.
- 98% аукционного рынка произведений искусства делят между собой две главные «акулы» - аукционные дома «Кристи» и «Сотби». Они проводят торги в двух главных столицах современного искусства - в Нью-Йорке (май и ноябрь) и в Лондоне (февраль, июнь, октябрь).
- Самому молодому произведению искусства, попадающему на аукционные торги, не может быть меньше 2-х лет. Это правило, которое нигде не записано, но всеми выполняется.
- Самые лучшие места в аукционном зале «Кристи» - те, что рядом с проходом. Случайные люди с улицы никогда на них не попадут.
- Самая влиятельная для рынка искусств ярмарка проходит в Базеле, в Швейцарии. Если кто-то хочет купить на «Арт-Базеле» нечто стоящее, ему нужно попасть в число VIP-гостей ярмарки и придти к ее открытию в первый день, к 11 утра. Потом уже ничего не будет.
- Самая престижная и знаменитая премия в мире искусства – премия Тёрнера, учрежденная в 1984 году лондонской галереей «Тейт». Ее финальное награждение каждый год транслируют по ТВ, а букмекеры принимают ставки на имена лауреатов. Хотя результаты считаются наиболее непредсказуемыми среди других премий.
- Премию Тёрнера присуждают художникам, работающим в разных сферах и направлениях: скульпторам, живописцам, гончарам и так далее. Именно поэтому Сэр Николас Серота, английский историк искусства и один из старейших членов жюри этой премии считает ее «чудовищно несправедливой».
- Самым влиятельным журналом по искусству считается «Artforum», который издают с 1962 года. «Artforum» - это как «Vogue» в мире моды, и одно только попадание на его обложку для художника почти равноценно получению премии Тёрнера и способно удвоить стоимость его произведений, сделав из обычного художника – брендового.
- Один из известнейших брендовых художников мира – японец Такаси Мураками. Именно он создал бешено популярную цветную версию сумок и аксессуаров Louis Vuitton. У Такаси две студии – в Токио и Нью-Йорке, в каждой из них напряженно трудятся по 12 художников, чья задача – как можно более точно копировать работы мастера, чтобы он мог поставить на произведении свою подпись. Доходы этого брендового художника можно оценить, зная, что за одну небольшую десятидюймовую картину (примерно 25 см. диаметром) с подписью Мураками дают около 100 тысяч долларов.
- Самый большой форум мирового искусства - Венецианская биеннале проходит раз в 2 года, но не имеет фиксированных дат проведения. Это шоу и ярмарка невероятного размаха – здесь презентуется все, что так или иначе имеет отношение к искусству. Однако все самое интересное происходит за 2 дня до открытия. На 3-й день к выставке допускают прессу. А когда после всего этого туда идет тусоваться и развлекаться публика, профессионалам там делать уже нечего.
Если хочешь изучить блистающий экстравагантный мир современного искусства и разобраться во всех его хитросплетениях – прочти бестселлер Сары Торнтон «Семь дней в искусстве». Там много интересного: интервью с художниками, галеристами, дилерами, журналистами, есть цветные репродукции.
Или посмотри книгу Дональда Томпсона «Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах», тоже очень любопытно.
Но если нет времени и желания слишком глубоко заныривать в тему – воспользуйся саммари или аудиосаммари на сайте или в приложении – там есть все самое нужное, важное и быстро.
#саморазвитие #самосовершенствование #саммари #современное искусство