При всей моей врожденной любви к УАЗику, долгие годы этот автомобиль являлся для меня как бы дополнительной опцией к легковушке другой марки. Причина банальная - слишком большой радиус поворота. Согласитесь, в городе ездить на такой машине не совсем удобно. И только после появления мостов с открытыми поворотными кулаками, УАЗик стал для меня единственной машиной в горы и в город. Не стану скрывать, Патриот 2019 года в максимальной комплектации наделен и другими приятными "вкусняшками", как-то: подогрев лобового стекла, зеркал, сидений, климат-контроль. Есть там еще всякие навороты, но они мне не доставляют такого удовольствия. К примеру, ЕСП у меня уже, наверное, год не работает, случайно оборвал шлейф подрулевых проводов. Провода поменял, а активировать все руки не доходят. А это значит, что оно мне и не надо. А вот уменьшенный радиус поворота сразу перевел машину в разряд городских и, что особо радует, без утраты внедорожных качеств.
К сожалению, в этой бочке меда не обошлось и без ложки дегтя. Уже к пробегу 30 000 километров начал ощущать ухудшение курсовой устойчивости. Стали помирать ШКОТы. Достаточно быстро проблема была изучена, устранена, а попутно наладили серийный выпуск ШКОТов и необходимого инструмента. Казалось бы, проблема решена, катайся себе на здоровье. Но потихоньку стали выявляться и другие слабые места - сальники ШРУСа плохо справлялись с герметизацией кожуха полуоси и на вилке переднего моста стали появляться потеки масла, создавая чувство непереносимого стыда за совершенно новый автомобиль.
Вдобавок еще износилась втулка в цапфе и появилось "мозжание" ШРУСа, пришлось вновь лезть в мост. Теперь уже более внимательно присмотрелись к новой конструкции. Стремление к унификации с предыдущим вариантом поворотного кулака не могло не сыграть злую шутку - сухое трение во втулке цапфы и значительная свобода радиального перемещения ШРУСа явилось катализатором целого букета проблем. С этим надо было что-то срочно делать, но все силы были брошены на карданный вал, а тут еще и стройка подоспела, которую мы ведем исключительно своими силами. Ведь известно, что профессора и кандидаты наук лучшие в мире укладчики бетона. При этом, во время традиционных чаепитий мы не уставали обсуждать варианты решения проблемы и вот, наконец-то, один из них начал воплощаться в жизнь. Речь идет вот об этой детали, пока что мы ее назвали "Картридж кожуха полуоси".
Изделие состоит из двух шарикоподшипников, трех уплотнительных резиновых колец, резинометаллического сальника, корпуса уплотнителя и внутренней втулки. При этом внешний диаметр внутренней втулки упрочнен для снижения износа от воздействия рабочей кромки сальника.
Первые образцы уже изготовлены и лабораторные испытания показали блестящие результаты. Осталось протестировать изделие на морозоустойчивость, а как назло, морозов нет и нет. И вот наконец, прогноз -21, это, конечно не якутские -50, но уже кое-что. Почему так важна именно морозоустойчивость? В качестве уплотнения для внутренней втулки подшипника мы использовали маслостойкое резиновое кольцо, поведение которого при морозе не совсем понятно. Если низкотемпературные испытания пройдут успешно, то надеемся в кратчайшие сроки наладить серийное производство столь необходимого девайса. Понятное дело, что пока изделия попадут в массовую продажу, предстоит решить еще кучу организационных и технологических задач, поэтому не спешите заваливать нас вопросами: "Когда изделие появится на витрине?". Мы будем делать все возможное, а пока что автомобиль установлен на яме и готовится к поездке в эти выходные на водопад Шинок. Совмещение приятного с полезным — это наше любимое занятие.
Пробег этого автомобиля 90 000 километров и снизу он выглядит подозрительно сухо для УАЗика. Ведь всем известна истина - если из УАЗика не капает масло, значит оно закончилось.
Для внедрения картриджа в кожух потребуется демонтировать цапфу с подшипниками и удалить ШРУС.
Выковыриваем и выбрасываем сальники ШРУСа, надеемся они нам больше не пригодятся.
А на их место с помощью оправки внедряем картридж.
Упорная шайба ШРУСа остается штатной.
Проверяем наличие заусениц на шлицах ШРУСа. Шлицы будут "пропихиваться" через уплотнительное кольцо и желательно его не повредить.
В качестве дополнительной защиты используем гриппер.
Собираем поворотный кулак в обратной последовательности.
Теперь ШРУС имеет три точки опоры, средняя из которых на подшипниках качения, и это не замедлило сказаться на повышение комфортности управления автомобилем. Посмотрим, как изделие будет реагировать на минусовые температуры. О результатах испытаний напишем позже.