Найти тему
Заметки Художника

Как воспринимать и оценивать Современное искусство. Вторая часть.

Продолжение публикации, начало которой здесь.

Тот самый банан Маурицио Каттелана  (инсталляция "Комедиант") который был продан за 120 тысяч долларов. Чуть ниже скажу о нём ещё несколько слов.
Тот самый банан Маурицио Каттелана (инсталляция "Комедиант") который был продан за 120 тысяч долларов. Чуть ниже скажу о нём ещё несколько слов.

Когда я говорю о том, что зритель может двинуться навстречу Современному искусству, я имею в виду обычного зрителя и ту минимальную пользу, которую он может вынести из общения с Contemporary art.

Любить современное искусство нельзя. Никакой нормальный современный человек не может желать иметь у себя дома произведения Contemporary art по той причине, что ему приятно на них смотреть. Ради моды или престижа - другое дело. И, что характерно, само современное искусство в большинстве случаев не стремится к тому, чтобы нравиться! Помните об этом, пожалуйста! Современные художники отнюдь не стремятся дать вам что-то приятное или хотя бы понятное. У них совсем другие движущие мотивы. Заставить зрителя думать, удивляться и эмоционально реагировать. Значит, весь вопрос в том, насколько удачно у них это получается.

В определении, согласно которому Современное искусство создаёт смыслы и смысловые связи, нужные обществу, содержится известная доля лукавства. Никакие такие дополнительные смыслы ни обществу в целом, ни его отдельным представителям не нужны. Находки Современного искусства в области смысла могут оказаться полезными для общества, но только в том же качестве, в котором ему было полезно, скажем, создание атомной бомбы, побочным эффектом которого явилось открытие дополнительных источников энергии.

Постмодернизм - непосредственный предшественник Contemporary art - ещё апеллировал к каким-то эстетическим категориям.

Не понимать многих отдельных произведений Современного искусства - совершенно нормально. А не любить Современное искусство в целом - значит обладать здравым смыслом и здоровой психикой 😀 .

Я, подчеркиваю, говорю о контактах с Современным искусством обычного зрителя, а не арт-дилера или коллекционера. Всем, кого интересует денежная сторона вопроса, в частности, "почему оно такое дорогое?", я могу рекомендовать прочитать книгу Дональда Томпсона «Как продать акулу за 12 миллионов долларов».

Вот цитата этой книги с описанием выставки современного искусства высшего уровня: «На следующий день шоу открылось для широкой публики. Обладатели билетов шествовали по галерее практически в полном молчании, со смешанными чувствами. … Как часто случается с современным искусством, никто, кажется, не спешил признаться, что не понимает выставленных произведений искусства и что они ему не нравятся. Осмотрев выставку, люди так же спокойно выходили, тихо переговариваясь и пытаясь определиться со своими ощущениями; никто не выглядел ни довольным, ни потрясенным, ни шокированным».

Для покупателей престижное Contemporary art выступает не как источник получения удовольствия, непосредственных эмоций или пищи для ума, а как средство придания и получения статуса и средство вложения и умножения капитала. Эмоции, наверно, есть и там, но лишь того же рода, какие могут быть у вас, если вы всю жизнь мечтали приобрести «Ламборджини» («Мерседес», айфон, кроссовки Найк), и вот - Свершилось!

И для коллекционеров, и для галеристов искусство, непонятное широкому зрителю - это не только нормально, но и хорошо! Если Зрители en masse вдруг начнут разбираться в Современном искусстве, случится страшное! Это как обесценить золото, научившись его получать дешёвым способом из морской воды!

Арт-дилеры (галеристы) и коллекционеры - это совсем не то, что обычные зрители и даже ценители искусства! Это не про восприятие, это про деньги.

А вы, как зритель, сталкиваясь с Contemporary art, можете только оценить мастерство исполнения и получить некие эмоции.

В основном зрители идут на выставки либо для того, чтобы увидеть что-то красивое, получить эстетическое удовольствие, либо для того, чтобы увидеть что-то необычное, поразительное, даже шокирующее, и получить удовольствие интеллектуальное и эмоциональное. Иногда выставка даёт все виды удовольствия разом. Это – идеальный вариант.

Но идеального в мире мало. Поэтому, если вы пришли на выставку Современного искусства и вам кажется, что там нет ничего красивого и «всё непонятно», это - абсолютно нормально. Походите, только не слишком долго, поломайте голову. Вы возмущены? Негодуете? Значит, выброс эмоций уже произошел! Вы что-то поняли? Ещё лучше, значит, получили интеллектуальное удовольствие.

Дальше самое время оценить качество исполнения.

У меня, как у зрителя, сложились свои критерии оценки произведений Contemporary art, которые, в принципе, не очень-то и отличаются от критериев оценки произведений искусства традиционного (ещё бы, те оттачивались веками!).

Первым требованием, которое, на мой взгляд, современное искусство должно соблюдать по отношению к зрителю, это очевидность наличия в нём посыла. Вместо слова «посыл» можете подставить «сообщение» или «намерение». Глядя на арт-объект, зритель должен как минимум понимать, что КАКАЯ-ТО МЫСЛЬ в нём есть или видеть, что чем-то эта ФОРМА ИНТЕРЕСНА.

Далее, Арт-объект Contemporary art должен либо впечатлять мастерством его исполнения, либо поражать оригинальностью вложенной в него идеи (смысловой связки), либо шокировать, эпатировать и ужасать. В любом случае он должен вызывать бурю эмоций, в спектре от «вау» до «уберите, я не хочу этого видеть».

Если арт-объект спокойно рассматривается зрителем с минимальным уровнем заинтересованности и с большой долей непонимания, то, уж извините, это для меня – плохой арт-объект. Вы можете в этом случае спокойно идти дальше и совершенно честно говорить, что это вам "не зашло".

Даже у признанных мастеров Contemporary art даже продвинутый (!) зритель не обязан воспринимать всё подряд.

Я совершенно не воспринимаю, например, серию из «разноцветных точек» Демьена Хёрста, даже зная её идейную подоплёку. Зато я воспринимаю его скульптуры и «биологические инсталляции», а его обрызганными краской дисками я просто любуюсь. (Работы Хёрста в этой публикации я не показываю, у меня есть про него отдельный пост).

Китайский мастер Contemporary art Ай Вэй-вэй эпатирует зрителей, на камеру разбивая миллионную вазу – это впечатляет! Хотя совершённое им и представляет собой, скажем так, продукт одноразового использования. Если кто-то покажет мне запись того, как он разбивает любимую бабушкину чашку, я, скорей всего, останусь к этому равнодушен.

Я не говорю здесь про перформансы и произведения видео-искусства (видеоарт). Честно говоря, я искренне не понимаю, почему этот вид творчества относят к Изобразительному искусству. На мой взгляд, это искусство того же рода, что Театр и Кино. Лично я предпочитаю любым перформансам профессионально сделанные спектакли или фильмы, созданные при помощи традиционных средств выражения и общепринятого жанрового языка. Но это лишь моё личное мнение.

Если уж говорить о перформансах, то больше всего отклика у меня вызывает работа Бэнкси.

Бэнкси не только режет публично свой только что проданный шедевр – он вкладывает в каждый свой арт идею, вручную его исполняет, и делает шоу из этого исполнения.

Это всё было про эмоции, неожиданность, вложенную идею. Теперь про мастерство исполнения.

Я ценю в современных арт-объектах то же, что и в других произведениях искусства - их «подачу», их композиционное решение, завершенность исполнения, трудозатраты, наконец. Можно сказать, их СДЕЛАННОСТЬ, доведенность до совершенства.

Примеров арт-объектов современного искусства, которые вызывают восторг мастерством исполнения, предостаточно.

Подведём итоги.

Тот же Дональд Томпсон говорит, по-моему, совершенно справедливо, что 85% Contemporary art – это плохое искусство.

Найдите свои 15%, и не смущайтесь тем, что не они получают высшие оценки на аукционах Кристи и Сотби!

Ещё раз, когда я сталкиваюсь с Современным (Актуальным) искусством, Contemporary art, я смотрю:

1) На ОЧЕВИДНОСТЬ ПОСЫЛА – доносит ли предмет искусства свой посыл зрителю, даёт ли понять, зачем художник его вообще сделал;

2) На то, насколько объект меня удивляет своим исполнением, на мастерство и завершенность этого исполнения (ФОРМА!);

3) На то, удивляет ли меня объект оригинальностью своей идеи, неожиданностью смысла, и вызывает ли у меня эмоции - любые, не обязательно положительные (СОДЕРЖАНИЕ).

Это - мой способ воспринимать Современное искусство. Возможно, что вы сумеете это сделать и по-другому.

В заключение скажу ещё об одной стороне вопроса. В списке Лучших (читай, самых дорогих) современных художников, приведенном в книге Томпсона, нет ни одного художника из России. Contemporary art явно не та область, где мы впереди планеты всей. Почему же именно в нашей родной стране Современное искусство столь непопулярно? Рискну предложить следующее, пожалуй, лежащее на поверхности объяснение.

Современное искусство в тех его проявлениях, которые противостоят традиционной эстетике и фокусируются на проблемных аспектах и депрессивных сторонах бытия, возникло и нашло отклик прежде всего в странах Европы и Северной Америки, где высокий уровень жизни породил состояние некоторого пресыщения, а активное участие дизайнеров в формировании среды обитания создало общий эстетический фон, который воспринимается как само собой разумеющийся элемент быта.

В России очень суровые зимы, было много революций, и вообще жить нелегко. Быт наших граждан совсем недавно был далёк от какой-либо эстетики. Российские олигархи лишь сравнительно недавно открыли в себе ценителей прекрасного (в основном зарубежного). Поэтому на данном этапе исторического развития народу и стране требуется в основном жизнеутверждающее искусство, дарящее позитив и эстетическое удовольствие – оно способно хоть отчасти скрасить тяжелые условия жизни.

Если короче, то России сначала требуется извести свой "естественный артхаус", разруху и китч, после чего можно подумать и о том, чтобы широко культивировать альтернативную эстетику. Как говорится, чтобы выйти из зоны комфорта, нужно сначала войти в зону комфорта 😀. Позвольте мне на этой оптимистичной ноте и закончить.

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.