Найти тему
Заметки Художника

Как воспринимать и оценивать Современное искусство. Делюсь тем, что знаю и могу объяснить.

Друзья, оно может быть очень простым и понятным! Прочитайте эту публикацию, и вы точно приблизитесь к его пониманию!

Я не очень завидую современным искусствоведам. Искусствоведы второй половины ХХ века находились в куда более выигрышном положении, их круг познаний и «зона ответственности» заканчивались искусством Авангарда, ну, как максимум - модернизма. То, что началось с импрессионизма и закончилось поп-артом, называли тогда "современным искусством".

Как нынешние искусствоведы умудряются ориентироваться в НАШЕМ современном искусстве - это загадка! Contemporary art - это не "современное искусство", а искусство последних десятилетий, искусство ныне живущих художников. Чтобы как-то отделить его от "современного", был принят перевод "актуальное", что, конечно, в сознании простого зрителя только усугубляет путаницу... Тем более, что искусствоведы используют ещё и "новоязовское" сокращение "совриск". Список направлений в "совриске" начинает в наши дни напоминать китайский алфавит. Сотни течений, и каждое — отдельный «иероглиф»!

Ну что же, попробуем и мы, простые зрители, сделать небольшой шаг к тому, чтобы в нём разобраться. Я довольно давно задумал эту публикацию, однако вижу, что её придется разделить на два поста - очень уж объемная тема! В первом посте я только немного расскажу о том, что собой представляет Contemporary art и какие произведения к нему относятся. А уж во втором речь пойдёт о том, как их понять и оценить по достоинству.

Начнем с того, что Актуальное искусство необычайно многообразно, и дать его полное определение сложно. Приходится говорить, что это - искусство ныне живущих художников. Однако ныне живущий художник может и не быть представителем Contemporary art, а являться художником одного из традиционных направлений – реалистом, импрессионистом, абстракционистом, даже академистом! Такая вот дополнительная сложность! Посмотрите следующие слайды, по возможности читая подписи к ним. Всё это - уже классика Современного искусства.

Произведение искусства или творчество художника относят к Contemporary art согласно жанру, содержанию или форме, иногда – по всем трём критериям. Но и одного бывает достаточно. Например, если художник работает в жанре инсталляции, которого раньше не существовало (посмотрите в интернете термин ready made), то он как бы автоматически становится представителем Contemporary art. То же самое относится к тем, кто использует в работе коллаж, ассамбляж, всевозможные отсылки к ранее созданным произведениям искусства, а то и прямые заимствования из них.

Кроме всего прочего, Contemporary art активно использует соединение в одном произведении разных жанров. Арт-объекты возникают на стыках архитектуры, дизайна, скульптуры, декоративного искусства, фотографии, живописи, икебаны, каллиграфии – порой соединения бывают самые неожиданные.

С новизной жанров тесно связана новизна форм. Поиск и использование новых форм, а также новых техник и материалов – это то, на чём базируется Современное искусство. Фантазии здесь нет предела. Материалом для создания арт-объектов становится всё. Металл, пластик, бумага, органика, минералы, гипс, ткани, предметы обихода…

Однако, тут надо сделать оговорку. Использование новых форм и материалов ещё не делает творчество художника однозначно относящимся к Contemporary art. Вот несколько примеров работ, НЕ ВСЕ из которых являются Современным искусством.

С другой стороны, произведения Contemporary art могут создаваться художником и из традиционного холста, красок, мрамора или дерева. Современными их делает в этом случае содержание. Искусствоведы говорят, что Современное искусство посвящено созданию новых смысловых связей между явлениями и предметами. А также, что оно отмечено особой смысловой нагрузкой в виде так называемых «культурных маркеров», то есть отсылок к ранее возникшим явлениям культуры. Эти отсылки по идее должны возникать в сознании человека, когда он смотрит на произведение Contemporary art.

Говоря более простым языком, в Современном (Актуальном) искусстве ОЧЕНЬ много заимствований, ссылок, цитат. Иногда они явные (художник берёт известную картину и перекомпоновывает её части, или что-то дорисовывает), иногда более скрытые (могут быть аллюзии на литературу, поэзию, политику, историю). А что поделать? Под нами — огромный «культурный пласт», художники работают с ним так же, как с окружающей природой, людьми, городской средой.

А сейчас я скажу вещь, за которую искусствоведы и теоретики Современного искусства могут меня забросать тухлыми яйцами. Я считаю, что в 90, ну ладно в 80% случаев Contemporary art - про форму, а не про содержание. Несмотря на то, что, применительно к актуальному искусству, говорят всё больше про "смыслы", "копают" современные художники в большинстве случаев именно в области формы.

Я, как художник и дизайнер, категорически не согласен с недавно возникшим утверждением некоторых наших искусствоведов о том, что «Искусство — это больше не про красоту, про красоту — это Дизайн». Друзья мои, Искусство, как минимум, всегда имело дело с формой. Истин, идей, "смыслов" в мире, конечно, много. Но форм больше - в разы, в тысячи и миллионы раз!!!

Искусство - это и есть поиск новых СРЕДСТВ выражения, это можно прочитать в учебнике! Иное дело то, что, не получая больше «красивого оформления» от художников, общество «передало» эту обязанность представителям смежных профессий. От дизайнеров сейчас действительно требуется «сделать красиво», уж это я знаю по себе! Эстетичесики привлекательное и понятное сейчас создают дизайнеры, а также иллюстраторы. Наиболее крутыми мастерами в плане техники исполнения сейчас являются именно художники-иллюстраторы, и никто меня в этом не переубедит.

А характерным моментом в Contemporary art является частый отказ от принципов традиционного эстетического оформления предметов искусства. Однако, даже искусство, которое, вроде бы, целиком про "смысл", никуда не может деться от формы! Форма - способ его существования.

И форму всегда можно оценить.

Чему би ни были посвящены произведения Традиционного искусства, они в первую очередь воспринимаются именно как арт-объекты. А все потому, что художники старались оформить любое содержание в приятную и удобную для восприятия зрителем форму. Contemporary art от этого в ряде случаев отказывается, оно, хоть и не всегда, но лишает смысл «красивой обертки», и это предлагает зрителю вместо развлечения и удовольствия достаточно серьезную умственную работу. Традиционное искусство тоже заставляло зрителя думать, и подчас думать серьезно, но в качестве компенсации оно предлагало ему привлекательную форму, эстетическое удовольствие.

И художники, и зрители уже начинают понимать, что к искусству современному тоже должны быть применимы какие-то критерии оценки, иначе получается замыкание искусства в себе и пресловутое «я – художник, я так вижу». На самом деле каждый художник, скажу я вам, хочет быть понятым – ну, как минимум, оцененным.

Я убежден (и очень надеюсь, вы со мной согласитесь), что Современное искусство не должно «в одностороннем порядке» складывать с себя обязательство давать обществу правильно оформленный «контент». Оно должно (да-да!) играть «по правилам»!

Но и зрители должны сделать шаг ему навстречу.

Как? Об этом речь в следующей публикации.

Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии.