Доброе утро дорогие подписчики и гости канала. В этой новой книге драгоценности рассматриваются с разных точек зрения - от искусства и архитектуры до ботаники и музыки.
Ювелирные изделия — это "произведение искусства, возникающее благодаря таланту его создателя и красоте камней". Так начинается предисловие к новой книге "Душа ювелирных изделий", которая описывает свой предмет как "объект трансформации, социального вмешательства и власти, который говорит о соблазнении и украшении", среди многих других вещей.
Закинув широкую сеть, издательство собрало эклектичную группу авторов, чей опыт простирается от науки до искусства, и которые предлагают продуманные касательные к традиционному обсуждению тонкостей ювелирного дела.
Среди них ботаник Марк Жансон, минералог Эрик Гонтье, художница Джоана Васконселос, архитекторы Доминик Якоб и Брендан Макфарлейн, аукционист Бенуа Репеллин, старший куратор и специалист по ар-деко Эвелин Поссеме, композитор и пианист Кароль Беффа, писательница Кароль Мартинес, парфюмер Фредерик Малле, историк искусства Шарлин Купо, журналистка Виржини Музат, специалист по французской литературе Софи Пеллетье, старший куратор и специалист по азиатскому искусству Амин Джаффер, философ Эмануэль Коччиа и фотограф Джулия Хетта. Их слова дополняют роскошные #иллюстрации из архивов парижского ювелира Chaumet.
Сказочная флора
Начиная исследование, Жансон видит "словарь ботаники", представленный во многих природных темах, которые присутствовали в ювелирных изделиях на протяжении веков - "от триумфальной короны, вдохновленной лавровыми листьями и установленной на челе победителя, до выразительного и поэтичного браслета Camélia из золота, серебра и рубинов от JAR, не забывая о замечательных изделиях, созданных Рене Лаликом на рубеже 20-го века". Все они, по его словам, были "созданы на основе удивительно внимательного и строгого наблюдения за естественной флорой".
Красота растительного мира "и его простые, непревзойденные формы питают творческое воображение и послужили источником вдохновения для создания бесчисленных шедевров" в самых разных областях искусства, продолжает он, включая "египетскую архитектуру, средневековые гобелены и рукописи из мильфлера, великолепные работы в стиле модерн, вырезки Матисса и картины Джорджии О'Киф".
Мастерство изготовления изысканных французских ювелирных изделий "не является исключением", - говорит он. "Растительная тематика таких ювелиров, как Chaumet, Mellerio, JAR и Boucheron, напоминает очаровательные, неподвластные времени окаменелости, чьи древесные, целлюлозные элементы заменены самыми редкими камнями и драгоценными металлами".
Исключительно коллекционные
Стремление к коллекционированию этих и других необычных драгоценностей привлекало все слои общества "во все эпохи", - пишет Репеллин в своей главе. От монархов и махараджей до куртизанок конца XIX века и Belle Époque, все разделяли любовь к демонстрации прекрасных драгоценных камней.
В XX веке среди ценителей были "светские женщины из высшего общества или из знатных, королевских или богатых промышленных семей" - среди них герцогиня Виндзорская и светские львицы Дейзи Феллоуз и Барбара Хаттон, которые были связаны с некоторыми из самых известных ювелиров своего времени.
Затем были голливудские звезды, которые собирали свои собственные прекрасные коллекции. Репеллин указывает на обширную коллекцию драгоценностей Элизабет Тейлор и актрисы Марии Феликс, для которой Cartier создал несколько "легендарных" ожерелий из крокодила и змеи.
Он добавляет, что #ювелирные украшения предназначены для того, чтобы ослеплять при ношении, но знатоки могут оценить "внутреннюю красоту", которая делает изделие самостоятельным произведением искусства.
Когда семейная коллекция выставляется на продажу, она может рассказать историю, иллюстрирующую "стили и моды, а также историю семьи и ее главных членов". В качестве примера он приводит аукцион 2018 года по продаже драгоценностей семьи Бурбон-Парма в Женеве, который включал в себя около 100 предметов, датируемых с XVIII до середины XX века.
Желание и власть
Для Купо отличительной чертой ювелирных изделий является то, как сильно люди хотят их приобрести. "Как привлекательный объект из желанных материалов, #ювелирные изделия становятся источником опыта, воплощенного в желании, очаровании и искушении", - пишет искусствовед. "Хотя #украшения меняли свою форму, внешний вид и значение на протяжении веков и социальных потрясений, одно чувство оставалось неизменным: желанность".
Действительно, по ее словам, "чем реже и красивее украшение, тем больше оно выражает желание. Именно поэтому #драгоценности очаровывали людей с начала времен. Желанные как мужчинами, так и женщинами, драгоценности были источником бесчисленных страстей".
Они также могут означать большое богатство и власть, как отмечает Джаффер в своем разделе книги. Многие приписывают драгоценным камням в ценных украшениях талисманное значение. "#драгоценные камни представляют собой наиболее концентрированную форму богатства из всех существующих", - говорит Джаффер. На протяжении всей истории их носили как заметное выражение богатства, и владение ими было неразрывно связано с властью. Коллекционирование и ношение драгоценных камней - это аспекты королевской власти, которые разделяются во всех культурах".
По его словам, погоня за этими драгоценными камнями в конечном итоге превратилась в "глобальную гонку" за пополнением королевской казны. Как только стало известно о сказочных рынках Индии, желание обладать драгоценными камнями побудило отправиться в эту страну на поиски ее сокровищ. По словам Джаффера, #ювелир входил в свиту исследователя Васко да Гамы во время его первого путешествия в Индию в 1498 году.
Король Франции Людовик XIV был одним из знаменитых ценителей драгоценностей, он носил #бриллианты с головы до ног, чтобы подчеркнуть "свое положение в центре Вселенной", - говорит Джаффер. Екатерина Великая также преуспела в этой области, к 1792 году российские регалии включали #бриллиант "Орлов" весом 189,62 карата, установленный на императорском скипетре.
Наполеон тоже "использовал драгоценности, чтобы выразить власть и подчеркнуть великолепие своего двора". Наряду с произведениями, которые он заказал для своих жен - Жозефины и позже Марии-Луизы - у придворного ювелира Мари-Этьена Нито, его выбор церемониальных драгоценностей включал шпагу с бриллиантом "Регент" весом 140,64 карата в рукояти, окруженную 42 другими бриллиантами из сокровищницы.
Завершают книгу дальнейшие размышления о драгоценностях как объекте - о земле, о мастерстве, о художественной ценности, о моде, о возвышении и даже о мечтах, и это лишь некоторые из тем глав.
В разделе Беффа исследует параллели между ювелирными украшениями и музыкой, отмечая, что "ожерелья, браслеты, серьги-подвески и жирандоли звенят и сверкают", и указывая на сверкающий блеск костюмов оперных див.
Спасибо за внимание.