Найти тему
Бизнес консультация

Самозанятый, налоговый режим на профессиональный доход, все плюсы и минусы, как для физического лица, так и для бизнеса.

Оглавление
Дмитрий Ковалев
Дмитрий Ковалев

Налоговый режим "Самозанятый"

Это не способ экономии для создания самого бизнеса, т.к. расчетные счета для POS-кредитования и прочие опции бизнеса нельзя открыть, но это способ нивелировать возможные риски по доначислению налогов от налоговой 13% НДФЛ, блокировки расчетного счета, запроса возврата денег вашими покупателями из-за вашего незаконного обогащения, если без документов принимаете деньги на карту. Налоговый режим работает в тестовом режиме и во многих регионах, но до 2029г. Основная цель – это "обеление" наличного оборота граждан РФ.

Важные условия налогового режима самозанятого:

  1. С 16 лет можно быть самозанятым;
  2. Налог 4% с дохода на физических лиц и 6% с дохода от юридических лиц, включая индивидуального предпринимателя (ИП);
  3. НЕТ налога НДФЛ 13% и % отчислений в пенсионный фонд и прочие фонды, которые суммарно составляют 30%, т.е. кто думает, что, открыв этот режим, он будет зарабатывать на пенсию стажем и отчислениями в фонды, то это не так. Государство просто хочет "обелить" неподконтрольный оборот денежных средств до 2029г. Но есть опция, когда вы можете самостоятельно отчислять в пенсионный фонд денежные средства как самозанятый. Как физическое лицо тоже можете отчислять, поэтому нет резона оформлять режим самозанятого для пенсионных перспектив;
  4. 2 400 000руб. эту сумму дохода в год не должен превышать самозанятый. Это условно 200тыс.руб. в месяц, суммы свыше 2 400 000руб. в год  будут облагаться 13% НДФЛ.
  5. Регистрация в личном кабинете налоговой или мобильном приложении «Мой налог» за несколько минут;
  6. Можно получить налоговый вычет от 1-2% и не превышает 10 000 руб.;
  7. Нет отчетности и деклараций, все онлайн и в личном кабинете;
  8. После получения денег самозанятый должен формировать онлайн - чек тому, от кого получил деньги. Для чека не нужен кассовый аппарат и прочие подключения, все оформляете в онлайн кабинете и за несколько минут;
  9. Ряд граждан постсоветских стран: Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии могут применять этот режим на территории РФ, и это отличный способ оптимизировать расходы;
  10. Индивидуальные предприниматели могут применять режим самозанятого и при этом не уплачивать фиксированные страховые взносы;
  11. Риски, когда самозанятый отвечает всем своим имуществом, как индивидуальный предприниматель.

Расходы бизнеса на сотрудника, который трудоустроен по трудовому договору:

  • Сейчас работодатель/бизнесмен платит за 1 оформленного сотрудника:

✔13% НДФЛ  с заработной платы сотрудника, а работодатель как налоговый агент;
✔Страховые Взносы: 30% (ПФР 22%; ФСС 2,9 % ФОМС 5,1%);
✔ФСС – травматизм;
✔Итого налогов: 43% с одного сотрудника в месяц.
Пример расходов работодателя: 50 000руб. зарплата и с нее работодатель платит: 1). 6 500р. это 13% как налоговый агент; 2). 15 000р. это 30% страховые взносы.

  • Также работодатель должен гарантировать сотруднику:

✔За 1 год (12 месяцев)  дать 1 месяц отпуска;
✔Больничные листы;
✔Ведение Кадрового делопроизводства – приказы, личные дела, трудовые книжки, переводы и прочее. Это все может проверить прокуратура или трудовая инспекция, если поступит жалоба;
✔Эти расходы выше тоже можно оцифровать: 50 000руб. + 15 000руб. (30% отчисления в фонды) = 65000руб. + расход на 1 месяц отпуска сотрудника в год + стоимость работы кадровика, который ведет кадровый документооборот.

Плюсы оптимизации расходов: преимущество для бизнесмена при работе с самозанятыми:

  1. Экономия на зарплате сотрудников в 43% + отпуск 1 месяц + больничные + кадровое делопроизводство. Но нужно грамотно оформить договор с самозанятым, чтобы ему выплачивалось вознаграждение за конкретную работу, которая будет охарактеризована в результатах и сроках. Договор с самозанятым не должен подменять трудовой договор.
  2. Сотрудник становится подрядчиком в налоговом режиме самозанятый и если сотрудник вам навредит и "накосячит" в своей работе, то он будет отвечать за это в суде и всем своим имуществом. Это отличная опция, только нужно грамотно оцифровывать работу самозанятого, чтобы была зона ответственности и можно было закрывать эту работу актами выполненных работ.
  3. Можно не закрывать работы самозанятого актами выполненных работ, т.к. обязательство по акту и его формированию ложится на самозанятого (он вам оказывает услуги), а самозанятые этого зачастую не делают и тогда все ваши переведенные деньги самозанятому будут считаться полученными авансами, и в случае рисковой ситуации вы можете истребовать их назад у самозанятого.
  4. Акты выполненных работ от самозанятого можно упростить, если вы не хотите, чтобы сотрудники выставляли акты, можно в договоре прописать, что все оплаты от вас (заказчик, работодатель) являются подтверждением фактически принятых работ у самозанятого.
  5. Постоянных «сотрудников»: бухгалтера, кадровика и прочих можно прописывать в договоре как ежемесячная абонентская плата и заключать на самозанятых.
  6. Привлечение граждан других стран из постсоветского пространства: Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии.
  7. Бизнесу очень выгодно привлекать самозанятых.

Отличная статья по 10 классических офшорных схем, как бизнес и люди вообще не платят налоги. (переходите)

Плюсы для самого самозанятого:

  1. Налог не 13% НДФЛ, а налог на профессиональный доход, который составит: 4% от полученных денег от граждан (физических лиц) или 6% : платежи полученные от юридических лиц.
  2. Вы защищены договором, но как подрядчик/исполнитель и с клиентами, и с банками, и ИФНС. То есть, вы всегда сможете доказывать свою правоту в суде на основании подписанного договора.
  3. Если вы индивидуальный предприниматель (ИП) и решили зарегистрироваться самозанятым, то вам не нужно платить фиксированные взносы в фонды как ИП – это 35 000 руб. в год.
  4. Самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную мед. помощь.

Минусы для самого самозанятого:

  1. "Обеляют" движение их денег и еще платит налоги 4% или 6%, и неизвестно, что будет по истечению налогового периода в 2029г., захочет ли как-то государство проиндексировать налоги;
  2. Самозанятый – это подрядчик, у которого нет прав, социальных льгот как у сотрудника и нет пенсии;
  3. Отвечает всем своим имуществом : деньги, квартира, машина и т.д.;
  4. Если что-то произойдет, если есть супруг или супруга, то они будут отвечать солидарно вместе с вами 50 на 50, если иного не предусмотрено в брачном договоре;
  5. Нельзя нанимать себе сотрудников;
  6. Нужно четко и самостоятельно контролировать документооборот с заказчика / работодателя.

Для вашего удобства статья в видео:

Больше полезного для вас у меня на сайте: https://xn----7sbeqjdacmkvid7bkgp1dvg.xn--p1ai/samoe-luchshee-dlya-vashego-biznesa