Найти тему
АРМК

Гены, сахар и бензин. «Взболтать, не размешивать».

Это похоже на современную алхимию:

сахар превращается

в горючее.

Генно-модифицированные бактерии могут превращать глюкозу в жирную кислоту, которая затем может быть преобразована в углеводороды. Источник
Генно-модифицированные бактерии могут превращать глюкозу в жирную кислоту, которая затем может быть преобразована в углеводороды. Источник

В исследовании, приведённом в журнале Nature Chemistry, исследователи сообщают об использовании чудес биологии и химии для превращения глюкозы (одного из видов сахара) в олефины (углеводороды, представляющие один из типов молекул, входящих в состав бензина).

Проектом руководили биохимики Чжэнь Ванг из Университета Буффало и Мишель Чанг из университета Калифорнии в Беркли.

Как поясняет Чжэнь Ванг, доцент биологических наук, основной момент в том, что олефины на самом деле составляют довольно небольшой процент молекул в известном нам бензине, но разработанный командой процесс вполне может быть скорректирован для получения в будущем и других типов углеводородов. А это означает возможности создания и некоторых других компонентов того же бензина, помимо упомянутых олефинов. Таким образом, долю природных углеводородов в составе топлива можно будет сократить ещё больше. Ко всему прочему, олефины имеют не только топливное применение – они используются в промышленных смазках и в качестве прекурсоров для производства пластмасс.

Чтобы осуществить задуманное, исследователям пришлось начать с разведения бактерий. Им устроили настоящую сладкую жизнь – держали в питательной смеси, обогащали кислородом и… кормили глюкозой.

«Эти микробы – сахарные наркоманы, даже хуже, чем наши дети», – шутит Ванг.

Вследствие этого получился набор из четырёх ферментов, которые превращают глюкозу в соединения, называемые 3-гидроксижирные кислоты. Далее потребовалось отщепить нежелательные части жирных кислот. Для столь ювелирного вмешательства было решено применить катализатор, которым стала пятиокись ниобия (Nb2O5). Её участие в химическом процессе сопровождается образованием как раз-таки искомого конечного продукта – тех самых олефинов.

«Мы объединили то, что биология может делать лучше всего, с тем, что химия может сделать лучше всего; и мы объединили их, чтобы создать этот двухэтапный процесс, – комментирует суть работы Чжэнь Ванг. – Производство биотоплива из возобновляемых источников, таких как глюкоза, имеет большой потенциал для продвижения технологий зелёной энергии».

Кто знает, может быть это сладкое решение действительно поможет?

По материалам АРМК.

Наука
7 млн интересуются