Декан экономфака МГУ Александр Аузан любит рассказывать, что его студентов сильно испортило свойственное им клиповое мышление, оно же клиповое сознание. Дескать, никакой информации, длиннее ролика ТикТока современный студент не воспринимает, и поэтому учить его большим серьезным дисциплинам очень сложно. При этом ученые, занимающиеся изучением как раз таки мышления и сознания понятия не имеют, что оно, оказывается, может быть клиповым. И считают его антинаучным мифов, который каким-то чудом закрепился в российской научной и медийной среде.
Сам термин происходит из трудов канадско-американского философа и культуролога Маршалла Маклюэна, и в его работах звучит как "клиповая культура". Маклюэен во второй половине 20 века считал, что именно в виде "клиповой культуры" медиа осваивают новые для них цифровые пространства, начиная от радио и ТВ и заканчивая нарождающимся тогда интернетом. И, отметим, был таки прав. В каком виде печатная новость может существовать на ТВ или в радиоэфире? В виде клипа, ролика. Об этом он писал в своей знаменитой книге "Галактика Гутенберга", посвященной появлению и развитию средств массовой информации.
При этом ни сам Маклюэн, ни развивавший его идеи футуролог Элвин Тоффлер и не пытались предположить, что клиповая культура, чье царство они провозвестили, сможет как-то повлиять на мышление людей - то есть, буквально на работу человеческого мозга. С их точки зрения это было бы (и есть) ненаучно. Все равно что сказать, что люди, читающие книги, мыслят иначе, чем пырящиеся в мобильник :) Но как же популярен стал этот миф в одной большой северной стране в начале 21 века.
Кстати, известен и автор мифа - российский философ Гиренок, впервые сформулировавший понятие "клиповое мышление" в своей колонке (это даже не была научная работа) в "Литературной газете". Там он в полном соответствии с идеалами парадигмы "а вот раньше-то было огого!" писал, что сознание современной молодежи буквально расколото, клиповано, и мыслить этими клипами совершенно невозможно. Ну, вот, сам он, Гиренок в 2014 году еще видимо Толстым и Библией мыслил, а после уж пошло-поехало...
Было бы странно, если бы ученые не исследовали, как различия в медиапотреблении влияют на мышление - то есть, постановку задач и их решение. И, конечно, таких исследований немало. Вот лишь одно из них, 2006 года. И, естественно, они выяснили и много раз подтвердили, что никак не влияет. Смотрит человек видео в Ютубе (ТикТока тогда еще не было) или читает Канта в оригинале - это не влияет на то, как он пишет компьютерную программу или строит забор.
Но мем "клиповое мышление" уже жил сам по себе и безусловно вредил молодежи так же сильно, как раньше телевизор или отказ фабрик нанимать работников с 12 лет. Тут сработала привычная мозговая инерция "раньше было лучше" и опасение новизны, которую явно и всегда несет с собой молодежь.
Кстати, если хотите поставить в тупик того же СанСаныча Аузана, спросите его, как молодежное клиповое сознание справляется с растянутым на десять лет (!) сериалом "Игра Престолов" и сопровождающей его многотомной книжной эпопеей. Аналогично - Гарри Поттера. Или любого игрового, анимэшного, манга-мира, включающего тысячи локаций, сотни веток развития и миллионы активно общающихся между собой приверженцев. Они сделают вид, что не поняли вопроса. Так как, по их мнению, поставить на один стол священной человеческой культуры "Войну и мир" с "Игрой Престолов" - это ересь, которую нужно игнорировать.
Близки к "клиповому мышлению" такие штуки как "цифровая амнезия" или "эффект Гугла". В 2000-х годах были несколько исследований, доказавших, что чем больше человек может нагуглить, тем меньше он склонен запоминать. К несчастью авторов этих смелых гипотез их исследования оказались невоспроизводимы. Доступность и легкость получения информации, как показывают более строгие исследования, приводят к тому, что рост эрудированности человека происходит быстрее и проще. И, конечно, это не касается вашего оболтуса, застрявшего головой в ТикТоке или на еще более сомнительных ресурсах. Потому что не знаний он там ищет. А искал бы знаний - ему было бы куда проще, чем студентам 20 или 19 века.
Российский психолог Мария Фаликман, исследующая общение человека с гаджетами, отмечает, что сами пользователи компьютеров и смартфонов часто отмечают проблемы в своем восприятии, связанные с информационной перегрузкой. Но это именно проблемы восприятия, а не мышления - две большие-большие разницы. Как если бы путать, садясь за обеденный стол "не знаю, что выбрать, все такое вкусное" с последующим поеданием и перевариванием таки выбранного.
Итак, если вам кажется, что у вашего ребенка "клиповое сознание" - проверьте, не верите ли вы заодно в рептилоидов или всемирные заговор. Наукообразность лженаучного мифа вовсе не делает его лучше.