Вот с каким министерством Российской империи, пожалуй, особенно везло, так это с министерством путей сообщений. Начав развивать собственную сеть железных дорог с большим запозданием, и имея несравнимо большую, чем у других европейских государств, территорию, наша страна оказалась в заведомо невыгодном положении. И лишь благодаря своим выдающимся министрам Россия сумела хоть как-то сократить отставание от ведущих экономик мира и обеспечить себя вполне приемлемой транспортной сетью.
Подавляющее большинство министров путей сообщения в России были людьми сугубо сухопутными. Но встречались и весьма интересные исключения. "Я с детства изучал море, изучал, как плавать по нему. Россия с её разнообразными путями, водными и железнодорожными, представляется беспредельным океаном, и если мне удалось что-нибудь сделать для путей этого океана, то этим я обязан тем началам, которые воспринял воспитанием службою во флоте и которые научился применять везде" - писал о своей государственной службе адмирал Константин Николаевич Посьет.
Как и многие другие иностранцы Пьер-Венсан Посье приехал в Россию при Петре I, дабы научить россиян выращивать виноград. Его праправнук закончил Морской кадетский корпус и почти сразу же оказался под крылом выдающегося мореплавателя и дипломата контр-адмирала Путятина. Капитан-лейтенант Посьет в качестве старшего офицера участвовал в плавании фрегата "Паллада" в Японию. В ходе экспедиции он сдружился с писателем Иваном Гончаровым, который впоследствии опубликовал очерки об этом путешествии.
Имя талантливого моряка, разработавшего новую методику артиллерийской стрельбы, успешно применявшейся Черноморским флотом во время Кавказской войны, скоро стало известно самому императору. Посьету поручили важную миссию - сделать из сына Александра II, великого князя Алексея, нового генерал-адмирала. И хотя Константин Николаевич вложил в своего воспитанника душу и все свои знания и опыт, увы, эта миссия оказалась невыполнима. Но с того момента Посьет фактически стал придворным моряком, командуя флотилией царских яхт. Попутно он организовал ОСВОД (Общество спасания на водах), благополучно пережившее революцию и существующее поныне.
10 июля 1874 года престарелый граф Бобринский подал в отставку с поста министра путей сообщений, и Константин Николаевич занял его место. Посьет собрал в министерстве лучших учёных своего времени. Три первых министра оставили ему в наследство 21 тысячу вёрст железных дорог. Константин Николаевич увеличил эту цифру в полтора раза. При нём началось строительство Владикавказской, Екатерининской, Пермской, Полесской, Привисленской, Сызрано-Вяземской, Юго-Западной, Южной и ряда других железных дорог. Количество железнодорожных училищ при Посьете возросло с 9 до 30.
Но став министром путей сообщений Константин Николаевич не перестал быть моряком. Наоборот, в отличие от других своих коллег помимо строительства железнодорожной транспортной сети он активно занимался не только сухопутными путями сообщений. Так, именно при Посьете в Санкт-Петербурге появился современный морской порт, связанный с Финским заливом искусственным фарватером - Морским каналом. Его инженеры реконструировали Мариинскую водную систему, соединяющую бассейн Волги с Балтийским морем. Собственно Мариинской она стала называться в честь императрицы Марии Фёдоровны. Керчь-Еникальский канал сделал судоходным Азовское море. Константин Николаевич активно работал над планом превращения всех крупных портов России в транспортные узлы, связывающие морские и сухопутные пути.
Посьет пользовался безграничным доверием как Александра II, так и Александра III. Даже гибель по его вине фрегата "Александр Невский" и железнодорожная катастрофа под Мценском, случившаяся всего через неделю после его инспекции и унесшая жизни 200 человек, не поколебали его позиций при дворе. Но 17 октября 1888 года с рельс сошёл царский поезд. Погиб 21 человек, царская семья едва уцелела. Министерство пыталось скрыть нарушения, допущенные при движении состава, против чего резко выступил управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог Сергей Витте. Под тяжестью обвинений Константин Николаевич подал в отставку, которую Александр III принял только на четвёртый раз. Через 4 года пост министра займёт Витте.
За месяц до крушения царского поезда была закончена Самаро-Златоустовская железная дорога, и первый железнодорожный состав прибыл в Уфу. За Уфой начинается знаменитый Транссиб, проект которого разрабатывался Посьетом. Адмирал очень гордился, что при его строительстве "от костыля до паровоза, всё изготовлено в России, из русских материалов".
Читайте в этом цикле: