Найти тему
Вперёд в прошлое!

Широко неизвестные: тренируйся лучше на румынах

А ведь далеко не всем героям этой рубрики хронически не везёт на признание их заслуг. Да, в наше время о Павле Дмитриевиче Киселёве мало кто слышал, но когда-то о нём говорили не просто как об одном из самых ярких государственных деятелей, но даже награждали такими эпитетами, как единственный представитель "партии прогресса" в окружении императора Николая I. И это при условии, что непосредственные результаты его деятельности далеко не однозначны. Но Киселёв стал одним из немногих в истории России реформаторов, на кого обрушились потоки заслуженной славы не за то, что он сделал, а за то, что сделали вдохновлённые его деяниями последователи.

На самом деле взгляды Павла Дмитриевича на дальнейшую судьбу государства по тем временам не отличались оригинальностью. Над проектами отмены крепостного права в России работали такие политические гиганты, как Николай Николаевич Новосильцев, Михаил Семёнович Воронцов, Александр Сергеевич Меншиков и даже всесильный Алексей Андреевич Аракчеев. Многие тогда понимали, что система себя изжила, но приступить к конкретным действиям по её демонтажу никто из них так и не решился. Да и Киселёву в какой-то степени повезло.

Портрет Павла Дмитриевича Киселёва кисти Франца Крюгера (изображение из открытых источников)
Портрет Павла Дмитриевича Киселёва кисти Франца Крюгера (изображение из открытых источников)

На гражданскую службу Павла Дмитриевича занесло случайно, когда он в чине генерал-лейтенанта командовал корпусом в армии фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича, ставшего в ту Русско-турецкую войну графом Забалканским. Россия тогда добилась автономии для Молдавии и Валахии и потребовался человек, который возглавит в них администрацию и подготовит местные кадры. Выбор пал на Киселёва. А поскольку оба княжества формально являлись независимыми государствами, Павел Дмитриевич оторвался по полной, реализовав там свои самые сокровенные мечты, из-за которых он в своё время чуть не оказался в казематах вместе с декабристами.

Оба княжества при нём фактически получили конституцию, крестьяне обрели личную свободу и могли беспрепятственно менять помещиков, безземельным полагались земельные наделы, а оброк заменил денежный налог. Местных цыган Павел Дмитриевич объявил людьми и их больше нельзя было безнаказанно убивать. Это не говоря уже о таких мелочах, как существующее и поныне в Бухаресте шоссе Киселёва.

Эксперименты над румынами произвели неизгладимое впечатление на осторожного Николая I и он решил попробовать перенести их на русскую почву. По возвращению в Россию Павел Дмитриевич бы включен в Секретный комитет, а вскоре специально для него учредили Министерство государственных имуществ. К помещикам Киселёва подпускать побоялись, доверив ему крепостных, принадлежавших лично императору.

Павел Дмитриевич активно принялся наводить порядок в вверенной ему сфере. Он составил так называемые инвентарий - свод правил, чётко прописывающих права и обязанности крестьян, а также условия их освобождения из крепостной зависимости. Подушный налог, обрекающий многодетные семьи на нищету, был заменён более справедливым поземельным. Началось массовое строительство школ и больниц для крестьян. Количество последних при Киселёве выросло даже не в разы, а на два порядка - с 3 (ТРЁХ) до почти 300. А вот количество питейных заведений наоборот уменьшалось. Вместо них открывались церкви, причём не только православные, вводилось крестьянское самоуправление.

Да в моменте положение крестьян скорее ухудшилось. Вырос оброк, появился чиновничий аппарат, который приходилось содержать. По стране прокатились картофельные бунты - да, да, именно Павел Дмитриевич насильно заставлял наших предков выращивать привычный теперь картофель. Часть урожая изымалась для создания запасов на случай голода. Инвентарий распространили на помещичьи земли в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине. С помощью их крестьяне получили законное право жаловаться на господ вплоть до введения внешней опеки для особо лютых, что, разумеется, не понравилось помещикам.

Николай I осыпал Киселёва милостями и наградами, пожаловал ему графский титул. Деятельность Павла Дмитриевича во главе министерства как ни странно прервалась с воцарением нового императора, Александра II Освободителя. Выдающегося реформатора убрали подальше от крестьян на дипломатическую работу. Но остановить запущенный им маховик истории не смогли.

Киселёв стал завсегдатаем светского салона великой княгини Елены Павловны, которую познакомил со своим племянником, Николаем Алексеевичем Милютиным. Именно великая княгиня сумела убедить императора отменить крепостное право, а Милютин занялся непосредственной подготовкой реформы. Киселёв в этой работе участия не принимал, но вплоть до издания манифеста консультировал племянника. Так что можно смело назвать его главным вдохновителем отмены крепостного права в России.

Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский писал по этому поводу:

Удача устройства крестьян казённых должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселёв…

PS: Стоит ли удивляться, что в 1894 году Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ.

Читайте в этом цикле: