Найти тему
Вперёд в прошлое!

Широко неизвестные: когда природе не до отдыха

Говорят, на детях гениев природа отдыхает. С другой стороны, Фёдор Иванович Соймонов не сказать, чтобы гением был. Обычный навигатор, картограф, ну вот разве что из гидрографов первый в России. А ещё Фёдор Иванович шесть лет занимал пост Сибирского губернатора, где и применил все свои вышеперечисленные увлечения, дабы исследовать бескрайние просторы этого региона.

Я уж не знаю, какие там планы имелись у природы на Мишу Соймонова, а самому Мише на природе отдыхать было некогда. Он с юных лет помогал отцу. То занимался расселением рабочих с соликамских промыслов, то проектировал бастионы для обороны Нерчинска. В 1749 году девятнадцатилетним отроком окончил Михаил Московскую артиллерийскую школу, и на этом завершилось его теоретическое обучение. Весь остальной свой запас знаний он накопил исключительно практикой.

Портрет Михаила Фёдоровича Соймонова кисти Фёдора Кинеля (изображение из открытых источников)
Портрет Михаила Фёдоровича Соймонова кисти Фёдора Кинеля (изображение из открытых источников)

Ну а где ещё в России служить, имея за плечами опыт работы в Сибири? Разумеется в Берг-коллегии. Этот орган управления основал ещё Пётр I дабы пустить на пользу государству те огромные богатства, что хранятся в его недрах. В общем, что-то вроде современного Министерства природных ресурсов и экологии, только без экологии. В 1764 году Михаил Фёдорович Соймонов стал главой правления этой коллегии.

Президентом Берг-коллегии в ту пору был пруссак Иоганн Вильгельм Шлаттер, приехавший в России 11-летним мальчиком ещё при Петре I. К моменту его назначения это учреждение меньше всего походило на министерство. Скорее на посредническую контору между императорским двором и семейкой Демидовых. Шлаттер сумел вернуть Берг-коллегии её прежний статус, так что Соймонов в ней пришёлся, как говориться, ко двору. Он и сам не отдыхал, и природе отдыха не давал.

Михаил Фёдорович сразу определил, чего не хватает российской горной промышленности, как, впрочем, и большинству других государственных отраслей XVIII века. Поэтому первым делом засел за проект Горного училища - первого высшего технического учебного заведения в России. Соймонов написал устав, составил учебную программу и подобрал преподавателей.

21 октября 1773 года императрица Екатерина II утвердила решение Сената об открытии Горного училища. Первым директором она назначила его создателя. На посту директора Михаил Фёдорович построил при училище специальный рудник и лаборатории, основал музей, библиотеку, издательство и типографию. В настоящее время детище Соймонова носит название Санкт-Петербургский горный университет. Так что в энциклопедиях Михаил Фёдорович числится прежде всего как "один из организаторов технического образования в России". Однако этим его деятельность не ограничивалась.

Ещё до открытия Горного училища Соймонов после смерти президента Берг-коллегии графа Мусина-Пушкина был назначен на его место. Теперь уже ему надлежало исполнять обязанности министра природных ресурсов Российской империи. Вскоре после назначения на новую должность Михаил Фёдорович лично прибывает в Петрозаводск с десантом лучших специалистов горного дела. В результате этой поездки была восстановлена работа пришедших в упадок Олонецких горных заводов.

В 1781 году новым президентом Берг-коллегии становится Иван Резанов. Скорее всего, основной причиной смены руководства коллегии стала болезнь Соймонова. Ещё в 1776-77 году он совершил длительное путешествие в Европу, в ходе которого довольно долго лечился на минеральных водах. Тогда же он покинул пост директора Горного училища. Однако в 1796 году Михаил Фёдорович вернулся на службу.

Соймонов снова возглавил Горное училище, а в Берг-коллегии на посту директора заведовал Монетным департаментом и горными заводами. Именно его стараниями была налажена эффективная разработка Олонецких и Нерчинских свинцово-серебряных месторождений. Михаил Фёдорович также организовал работу государственных рудоискательных партий.

С воцарением императора Павла I Соймонов выступил против использования на горных заводах труда приписанных к ним крепостных крестьян. Михаил Фёдорович считал вольнонаёмный труд куда более эффективным по сравнению с крепостным и даже добился подготовки соответствующего указа. Увы, деятельность Соймонова встретила такое решительное сопротивление при дворе, что указ этот лёг под сукно. Вскоре Михаил Фёдорович подал в отставку.

Увы, биографию этого человека, выведшего отечественную горнодобывающую промышленность на новый уровень развития, мне пришлось собирать буквально по кускам. Будем надеяться, что историки всё-таки вспомнят о Михаиле Фёдоровиче Соймонове и однажды воздадут ему по заслугам.

Читайте в этом цикле:

Наука
7 млн интересуются