Ну вот, ещё в одном месте "грянул гром". Да так, что пришлось креститься. То есть, если бы не санкции, то так бы и продолжали спонсировать чью-то экономику, покупая так необходимый в хозяйстве металл. Имеется ввиду литий.
Хотя этот металл начали добывать ещё в Союзе в начале сороковых годов прошлого века, с его добычей случилось то же, что и со многими производствами (и не только) после развала страны советов. Она просто прекратилась. А ведь Россия уже тогда занимала третье место в мире по запасам лития.
Его добывали рудным способом на Завитинском месторождении в Забайкалье. И когда-то по объемам добычи СССР уступал только Соединенным Штатам. Всё начало меняться, когда появилась более дешёвая технология - извлечение лития из природных рассолов с повышенной концентрацией минеральных веществ.
В специальные резервуары собирали воду из соленых горных озер и испаряли её. В результате получался раствор с высоким содержанием лития. Так как такой способ хорошо подходит для территорий с жарким климатом, то такие страны, как Аргентина, Чили, Боливия, вырвались на лидерские позиции в экспорте этого востребованного металла.
К тому же цены на карбонат лития упали с восьми тысяч до трех тысяч долларов за тонну. Ко всему этому добавилось и то, что в девяностые годы наше либеральное правительство взяло на вооружение "оптимизацию" промышленности, в результате которой многие отрасли в целом и отдельные предприятия в частности просто прекратили своё существование.
Под лозунги: зачем нам это (называлось производство) производить, если мы можем это на Западе купить, исчезали предприятия, закрывались шахты и рудники. Так получилось и с добычей лития: в 1997-м Россия свернула добычу, несмотря на то, что забайкальское месторождение освоили всего-то на 40 процентов. В отличие от той же Австралии, которая сохранила убыточную в то время добычу и не прогадали.
С тех пор наши химико-металлургические предприятия в Красноярске и Новосибирске закупали сырье в Латинской Америке и Китае. Но вот пришло время санкций и грянул гром: поставки из Чили и Аргентины были заморожены. А цена на металл к концу 2022-го года взлетела выше 80 тысяч долларов за тонну.
"Мужики перекрестились" и с этого года совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" - "Полярный литий", начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области. Геологоразведка этого месторождения проводилась с момента его обнаружения в 1947 году до середины шестидесятых годов.
Тогда из-за низкого спроса на металл все работы свернули. Сейчас, когда производство электромобилей выросло на 75%, литий стал очень востребован, и последние два года цены на него неуклонно растут. И такая тенденция сохраняется. Сейчас импорт карбоната лития обходится России почти в четыре миллиарда рублей в год.
Поэтому разработка Колмозерского месторождения сэкономит немалые деньги, обеспечит спрос на внутреннем рынке и ещё кое-что останется для экспорта. Объемы добычи составят до 45 тысяч тонн карбоната и гидроксида лития в год. Как сообщает Минпромторг, месторождение планируют вывести на полную проектную мощность к 2030 году.
Проект "Норильского никеля" и "Росатома" предусматривает единую технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и его переработки в концентрат и заканчивая выпуском литий-ионных аккумуляторов и электромобилей. Даже накопление отвалов, состоящих из полевых шпатов и кварца, можно будет использовать в керамической и стекольной отраслях.
Планы, конечно, амбициозные. И если их удастся воплотить в жизнь, Россия сможет выйти на мировой рынок, потеснив доминирование на нем Чили, Австралии, Китая и Аргентины. И скажем очередное спасибо санкциям! Как бы ни парадоксально это звучало.