Найти тему
Minsknews.by

«Самое тяжелое в профессии — это агрессия». Контролер — о тонкостях своей работы

Работа контролера пассажирского транспорта сродни профессии психолога. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с контролерами и узнала о тонкостях их работы, а также о том, в какое время в пассажирском транспорте меньше всего безбилетных пассажиров.

-2

В шесть утра Любовь Азаренок и Наталья Еремкина уже на диспетчерской станции «Малиновка-4». Именно в это время начинается первая смена контролеров пассажирского транспорта.

Проверки на дорогах

Любовь Павловна и Наталья Михайловна — напарницы, работают в одной бригаде. Обычно она состоит из двух человек, изредка — из трех. Контролеры получают терминал, видеокамеру и наряд-задание на предстоящий рабочий день — так начинается их смена. Каждый день маршруты разные. Задача — проехать по всем остановочным пунктам.

Многие думают, что обязанность контролера — это только проверка проездных документов. На самом деле ревизии подвергается и водитель транспортного средства: проверяется чистота в салоне, наличие талонов для продажи и информации для пассажиров, состояние валидаторов. Также они следят, работают ли информационные табло на остановках и есть ли талоны в киосках.

Ранним утром в троллейбусе № 53 многолюдно — большинство пассажиров спешат на работу. Любовь Павловна и Наталья Михайловна заходят в салон и дают время вошедшим оплатить проезд. Затем они блокируют систему, прикладывая карту контролера к валидатору, и объявляют о проверке.

Контролеры проходят по салону с просьбой предъявить проездные документы. Следят, чтобы пассажиры обязательно держались за поручень. Техника безопасности важнее всего.

Люди встречают нас доброжелательно. Елена Н. едет на работу в магазин, сегодня она трудится тоже в первую смену. Девушка прикладывает карту к терминалу — на экране видно, что проезд оплачен. Интересуюсь, боится ли она контролеров.

Зачем? Проездной есть, всегда покупаю, — отвечает она.

Нас боятся только зайцы! — подтверждают Любовь Азаренок и Наталья Еремкина. — Но в такое время их почти нет, поскольку обычно рано утром в транспорте те, кто едет на работу, а они приобретают проездные.

-3

Без билета

Безбилетник нам все же попался. Заметно, что юноше стыдно, он даже слегка напуган. Смотрит в пол и отвечает односложно: студент, едет на занятия, забыл пополнить карту, а денег на талон нет.

Когда выявляем безбилетного пассажира, начинаем административный процесс: зачитываем его права и обязанности. К каждому человеку требуется индивидуальный подход. Одним нужно озвучить все статьи, которые они нарушили, с другими, наоборот, следует говорить очень тихо, не привлекая внимания, потому что многие, конечно, стесняются. Если пассажир не согласен с применением к нему административного взыскания, то составляем протокол, — рассказывает Любовь Азаренок.

К сожалению, люди реагируют не всегда адекватно.

Самое тяжелое в профессии — это агрессия против нас. Справляемся по-разному: часто достаточно просто отойти от такого человека. Иногда, к сожалению, приходится вызывать милицию. В этом случае мы вместе с пассажиром отправляемся в отделение, — продолжает собеседница.

Сейчас, когда на маршрут выдают видеокамеру, работать стало спокойнее. Но в основном, говорят напарницы, они стараются избегать опасных ситуаций, не допускать их. В должностных инструкциях написано, что в случае угрозы контролер может не доводить административный процесс до конца — безопасность работника в приоритете.

Если человек агрессивен, необходимо реагировать спокойно и ни в коем случае не поддаваться его настроению. Также нельзя провоцировать пассажиров словами, замечаниями или другим образом, ведь у каждого могут быть свои проблемы, жизненные обстоятельства. Иногда достаточно нескольких фраз, простого участия, чтобы человек успокоился, пришел в себя. Часто чувствуешь себя психологом, — добавляет Наталья Еремкина.

-4

Напарницы

Незаметно подходит время обеда. Рабочий день длится восемь часов, и еще 60 минут дается для перерыва на обед. Первая смена — с 6:00 до 15:00, вторая — с 14:00 до 23:00. Диспетчерские оборудованы столовыми и комнатами отдыха, у контролеров и водителей есть свои шкафчики для переодевания. К тому же обычно маршруты составлены так, чтобы к моменту перерыва бригада находилась недалеко от диспетчерской. Так что для работы и отдыха созданы комфортные условия.

За обедом беседуем о жизни. Как люди выбирают эту профессию? Любовь Павловна трудится контролером четыре года. После выхода на пенсию поняла, что не хватает работы, и поэтому решила попробовать силы в новой для себя сфере. Быть контролером ей нравится: все время в движении, в общении с людьми. А если изредка встречается негатив, то она воспринимает его как жизненный опыт.

Наталья Еремкина в профессии уже почти 15 лет, до этого работала в компании «Интеграл». Опыт позволяет ей утверждать: большинство людей доброжелательные, вежливые, дисциплинированные. Поэтому ее самые любимые рабочие дни — те, когда никого не приходится штрафовать.

Прежде чем стать контролером, рассказывают напарницы, необходимо пройти обучение. Выучить все нормативные акты, которые связаны с проездом в пассажирском транспорте, и внутренние инструкции, затем нужно стажироваться с опытным коллегой, а после сдать экзамен. Но все тонкости профессии можно постичь только с опытом.

-5

Директор филиала «Минский автовокзал» Руслан Фурс:

Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта без наличия документа, подтверждающего право на проезд, влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до 1 б. в. В случае неоплаты в установленные сроки, его размер будет увеличен на 2 б. в. Однако в последнее время мы выступаем с инициативой о повышении размеров денежных взысканий, поскольку заядлым зайцам, увы, выгоднее заплатить штраф, чем покупать проездной на месяц.

Начальник контрольно-ревизорской службы Сергей Милашевский:

— Всего в Минске работают почти 300 контролеров пассажирского транспорта. Ежемесячно они выписывают около 10 тысяч штрафов. Информация по каждому штрафнику хранится в нашей базе данных не менее трех лет, а также вносится в Единый государственный банк данных МВД о правонарушениях. Количество контролеров, которые ежедневно выходят на смену, зависит от пассажиропотока. Например, в праздники и выходные, а также в период летних отпусков их задействовано меньше, потому что пассажиропоток ниже.

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также: