«Москва слезам не верит» — советский фильм, ставший лидером советского проката в 1980 году. Тогда ленту посмотрело более 90 млн человек. Этот фильм, снятый Владимиром Меньшовым, даже получил премию «Оскар» в 1981 году. С данным фильмом связан ряд интересных, и зачастую малоизвестных фактов.
Малый бюджет и большие кассовые сборы
«Москва слезам не верит» ― это пятый по счёту фильм, снятый Меньшовым. Общий бюджет картины составил 550 тысяч рублей (это довольно маленький бюджет). Но «малобюджетный» лидер проката в итоге собрал 2,5 млн долларов. Около сотни стран даже приобрели фильм для показа на своей территории.
Фильм не понравился критикам
Кинокритики высказывались о картине как о заурядной мелодраме, направленной на эксплуатацию самых низменных чувств зрителей. Худсовет «Мосфильма» также не оценил фильм по достоинству. Режиссёра обвинили в наличии «откровенных сцен» в ленте, что было недопустимо.
Сначала фильм показали руководству КПСС: Леониду Брежневу картина понравилась, он был в восторге, потому «Москва слезам не верит» было разрешено пропустить на большой экран. Аншлаги в кинотеатрах и внезапно полученный «Оскар» стали полной неожиданностью и для кинематографистов, и для кинокритиков.
Первый вариант фильма был длиннее на час
В процессе монтажа картину заметно «урезали», убрав любовные сцены с участием Олега Табакова и Веры Алентовой. По идеологическим причинам была частично удалена беседа Николая с Гошей: «― Что в мире происходит? — Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс». Чтобы избежать проблем, из фильма убрали название авиакомпании. Также в оригинальной версии Коля с Гошей громко пели «По Дону гуляет казак молодой», в готовом же фильме ― просто разделывали вяленую тарань.
Сюжет не понравился актёрам, а зря!
В процессе подготовки к съёмкам, Меньшов столкнулся с проблемой подбора актрисы на главную роль. Одна за другой Катерину отказались играть самые красивые актрисы того времени ― Маргарита Терехова, Ирина Купченко, Анастасия Вертинская. Тогда Владимир Меньшов решил попробовать на роль собственную жену ― Веру Алентову.
Она также была недовольна сценарием. «Мура какая-то», ― сказала Алентова, но роль свою отыграла хорошо. Некоторые сложности были лишь в том, что Алентовой на момент съёмок было 37 лет, а свою героиню нужно было сыграть и 20-летней, и 40-летней.
Ирина Муравьёва была не в восторге от роли своей героини, которая была грубой и даже пошлой. Раисе Рязановой же её спокойная Тося пришлась по душе. От ролей остальных героинь отказались Галина Польских, Инна Макарова, Клара Лучко.
На роль Гоши Меньшов пробовал таких актёров как Олег Ефремов, Виталий Соломин, Леонид Дьячков, Вячеслав Тихонов, но в образ «интеллигентного слесаря» ни один не вписывался. Тогда режиссёр пригласил на съёмку Алексея Баталова, ранее снявшегося в фильме «Дорогой мой человек». Баталов также не был впечатлён сюжетом и своей ролью, но, сыграв Гошу, надолго стал любимцем зрительниц всех возрастов.
Режиссёр получил статуэтку «Оскар» не сразу
Меньшов и все, кто работал над фильмом, не смогли попасть на церемонию награждения Американской академии киноискусств и наук. Золотую статуэтку лента получила в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссёр в те годы считался «не выездным»: новость о награждении, прошедшем 31 марта 1981 года, вышла в СССР 1 апреля 1981 года в программе «Время», потому Меньшов принял её за шутку.
В Лос-Анджелес за призовой статуэткой отправился советский атташе по вопросам культуры. Американцы о подмене не знали, потому фотографии с церемонии, на которых запечатлены атташе и «Оскар», подписаны «Владимир Меньшов». Статуэтка много лет стояла в помещении «Госкино»: лишь в 1988 году её наконец-то смог получить сам режиссёр. На церемонии «Ника» Меньшову дали лишь подержать «Оскар», но обратно почётный трофей режиссёр не отдал.
Туфли с носками ― в тренде
Во время подбора костюмов для главных героинь, важно было воссоздать моду 1950-х годов. С одеждой проблем не возникло, но подходящая по стилю обувь была в плохом состоянии. Кожа, из которой были выполнены туфли, покоробилась, загрубела, потому сильно натирала ноги. Тогда Жанна Мелконян, художница по костюмам, решила надеть на актрис туфли поверх белых носков.
Такое решение произвело фурор не только в СССР, но и на Западе. Жанна Мелконян буквально совершила фэшн-революцию, на несколько лет введя моду на сочетание белых носков с такими же белоснежными туфлями. Даже в США женщины, посмотревшие фильм, начали носить туфли с носками.
«Госкино» не разрешило показывать Гурина-пьяницу
В первоначальном варианте, хоккеист Гурин был опустившимся пьяницей. В конце фильма, когда все собирались на даче, Гурин, которого сыграл Александр Фатюшин, должен был прийти пьяный и с собутыльником. «Госкино» было против такой концовки, мотивируя тем, что известный спортсмен, пусть даже и бывший, не должен так опускаться. Многие другие сцены, в которых присутствовал алкоголь, цензура также удалила.
«Киноляпы» в фильме
Мелких нестыковок и странностей в картине мало, но они есть. Например, ковёр, ранее висящий на стенке в жилище любовника Катерины, позднее становится пледом для пикника.
Сцена, происходящая в электричке, снималась по частям, а позднее ― склеивалась. В одном из кадров сумка закрыта, после же смены кадров ― из неё виден платок.
Александра, дочка Катерины, по сюжету слушает магнитофонную запись в наушниках. Только если присмотреться, становится заметно, что штекер от наушников не подключен, а разъём у магнитофона вообще с другой стороны.
В сцене, где подруги заходят в дом, в котором расположена квартира профессора, героиня Ирины Муравьёвой обута в белые туфли. Когда же она входит в здание, туфли вдруг становятся чёрными.
Мой канал Телеграме, а вот ещё несколько интересных статей: