Найти в Дзене
Добрый Псих

Мораль и воля у людей с разными типами характера (продолжение)

Наша предыдущая статья была об эмотивах и гипертимах – людях, добрых от природы. Сегодняшнее продолжение будет весьма тяжело читаться, ведь речь пойдет об истероидах и эпилептоидах. Об этих двух, по-своему исключительных, типах можно сказать обобщенно: нравственность – это не про них. Увы! Они (если, конечно, данный тип характера у человека – основной) эгоистичны до мозга костей, лишены эмпатии (сочувствия и сострадания) и совершенно не добры. Объяснять таким детям высокие материи – бесполезное занятие: они Вас не услышат, поскольку в каждый момент времени озабочены лишь одним – собственными желаниями и собственной выгодой. Для них всегда «своя рубашка ближе к телу», поэтому воспитание детей-истероидов или эпилептоидов, если уж Вы поставили перед собой такую задачу, больше напоминает дрессировку, осуществляется всегда через «шкуру», образно говоря.

Я знаю, о чем пишу: это не просто результат 37-летнего опыта психолога (35 из которых проведены в школе), но мой личный опыт мамы: старший из моих приемных детей, Костя, имеет в качестве одного из ведущих именно истероидный тип (правда, «смягченный» эмотивным и гипертимным), а средний сын, Сережа – чистый эпилептоид.

Если же Вам приходится иметь дело с взрослым истероидом или эпилептоидом, могу Вам только посочувствовать. Перевоспитать взрослого человека невозможно, здесь уже надо пытаться выстроить свои личные границы и не позволять их «проламывать» ни эпилептоидными злобными вспышками, ни истероидными манипуляциями.

После столь «оптимистичного» вступления рассмотрим каждый тип в отдельности.

ИСТЕРОИД. Человек-манипулятор. Манипуляцией является практически каждый его шаг, а главная цель, которую он преследует – привлечь к себе внимание. Вся жизнь истероида – театр одного актера, где остальные люди воспринимаются лишь как декорации или «благодарные зрители», готовые восхищаться (или, на худой конец, возмущаться) эффектной игрой главного героя всей жизни истероида – им самим. Истероид пожизненно влюблен в самого себя (крайний нарциссизм), а окружающие для него – инструменты для достижения его эгоистических целей.

Как уже сказано выше, нравственность и доброта – это вообще не про него. Однако большинство истероидов вырастают вполне социализированными людьми, и некоторые даже «поднимают на флаг» притворные «нравственные качества»: им удается убедить окружающих в своей «великой доброте» (они любят преувеличенные, театральные выражения), «бескорыстии», «кристальной честности» и так далее. Однако по-настоящему человечными и нравственными так и не становятся, как были эгоистичными и самовлюбленными, так и остаются.

Если Вы наблюдаете в своем ребенке истероидные черты, Вас ждет тяжелый и длительный труд. Хорошо, если Вы сами по убеждениям не просто не эгоист и не манипулятор, а ВООБЩЕ НЕ ПРИЕМЛЕТЕ этих качеств в людях. Большинство родителей совершают типичную ошибку: пока ребенок маленький, его капризы и истерики напрягают родителей – и родители «ведутся» на них, начинают объяснять, увещевать, успокаивать и, в конце концов, дают ребенку желаемое. Кстати, самым желаемым для истероида является не шоколадка и не игрушка, из-за которой он капризничает, а именно внимание родителей и всех «благодарных зрителей» на улице или в магазине. А когда юный истероид становится подростком и мамы в ужасе от того, что творится дома, что-то исправить уже поздно: тот привык, что его манипуляции «работают».

Если мама – убежденный противник детских истерик, то ее реакция будет другой, весьма неприятной и неожиданной для ребенка. Поделюсь своими воспоминаниями детства. Однажды, лет в 5, я вообразила, что скамейка во дворе – мой трамвай, а я – вагоновожатый. Все бы ничего, но я стала прогонять с этой скамейки всех взрослых и детей («Мой трамвай!») и устроила форменную истерику, которую слушал весь двор. Бабушка – тревожный эмотив – пыталась меня увещевать, плакала, но оказалась бессильна. Узнав об этом, моя мама (чистый истероид, кстати, но желавший иметь образцово-показательную дочь) в первый и в последний раз в жизни отшлепала меня, будучи в состоянии жуткого гнева (до сих пор помню, как было страшно), повторяя: «За бабулю! За капризы!». Всё – как отрезало: больше никаких «моих трамваев», никаких истерик и капризов я себе в жизни не позволяла.

Когда мой сын Костя, которого я взяла в 17 (!) лет, привыкший при помощи нытья и истерик добиваться от своей кровной мамы любых дорогих покупок, устроил мне первую истерику на тему: «Хочу!» - я выдала вспышку паранойяльного гнева (разумеется, без рукоприкладства), вогнав юношу метр девяносто ростом в страх до паники. «А я привык, что с мамой это работает», - растерянно оправдывался он. На второй раз, когда он закатил истерический спектакль, требуя новый айфон, я выделила нужную сумму (из его пенсии, кстати) – и отправила ставить на эти деньги ограду на могилу матери. В третий раз он превзошел сам себя и наглотался таблеток все на ту же тему «Хочу айфон» (об этом я писала в своей статье «Ребенок-истероид: вся жизнь – театр»), я положила его в психиатрическую больницу, мотивировав это тем, что в качестве опекуна обязана это сделать. Он продержался там 2 недели, после чего позвонил и клятвенно заверил, что все понял и больше истерик не будет. И правда, никаких даже намеков на капризы и истерик больше не повторялось. Доходчиво получилось!

Парадокс в том, что ко мне на прием не приходят мамы, столь нетерпимые к истерикам и капризам: они пресекли их у своих детей еще в раннем и дошкольном детстве. К психологу обращаются, как правило, мягкие мамы, уже достаточно сильно распустившие маленьких истероидов и теперь не знающие, что делать, как обуздать сына или дочь. И удивляются: «Ведь я же ему (ей) объясняю, что так нельзя». Уважаемые мамы, объяснять что-либо столь эгоистичному от природы маленькому человеку бесполезно. Действовать нужно только через «шкуру» (бить, кстати, не нужно): либо гнев, либо полное игнорирование капризов и манипуляций, либо самый страшный для истероида прием – уничтожающая ирония. При попытках других моих приемных и усыновленных детей в период адаптации в семье выдать истерику, я попросту брала стул, садилась (даже когда Денис грозился выпрыгнуть из окна, а также разбил ногой мой компьютер) и говорила: «Я вся внимание и готова посмотреть, как ты разыгрываешь спектакль». Помогало безотказно!

Позволю себе предположить, что у истероидов перевозбуждены те структуры мозга (далеко не высшие, кстати), которые отвечают за эмоции, и, как следствие, подавлены высшие структуры, отвечающие за разумный самоконтроль. Какие объяснения и увещевания он может воспринять?!

С ВОЛЕЙ у истероида дело плохо. Способность брать измором родителей, требуя желаемого - это не воля, а произвол (так же, как не является волей способность алкоголика и наркомана изыскивать любые, самые замысловатые, пути, чтобы достать вредоносное вещество). Сталкиваясь с жизненными трудностями, где манипуляции не срабатывают, истероиды, даже взрослые, пасуют, теряются и ждут «спасителя» со стороны с более сильной волей.

Бывает ли, что человек с истероидным психотипом становится по-настоящему, искренне нравственным? Думаю, да. Большинство актеров обладают именно этим психотипом, однако некоторые, как известно, занимаются в жизни вполне благородными делами. А значит, воспитывать истероида – не безнадежная задача.

Человек все-таки человечен в норме, так что теоретически развить нравственность и волю можно у любого типа, но в случае с истероидом это сложно и требует педагогического «высшего пилотажа» от родителей, где было бы полезно заручиться помощью опытного психолога.

ЭПИЛЕПТОИД. Здесь нужно сразу оговорить, что выделяются два типа эпилептоидов – тревожные и злобно-раздражительные. Тревожный эпилептоид особых проблем окружающим не создает, разве что излишне любит порядок и вообще склонен к структуре. Если не нарушать его распорядок дня, не трогать его вещи, если дать ему во всем столь милую его сердцу структуру (кстати, служба в армии в мирное время – один из образцов четкой структуры, которая уменьшает тревогу такого типа эпилептоидов), эти люди могут быть вполне добродушными, отзывчивыми и человечными. Я с благодарностью вспоминаю своего отца, эмотивного эпилептоида, ветерана Великой Отечественной, после войны так и оставшегося служить в армии (четкая структура) – он был для меня образцом беспредельной доброты и любви к людям.

Обычно, говоря об эпилептоидах, имеют в виду другой тип людей – злобно-раздражительных, насквозь эгоистичных, злопамятных, мстительных, воспринимающих человеческое общество как «стаю» и всеми силами стремящегося к положению «альфы» в этой стае, то есть деспота, подминающего под себя всех вокруг (см. мою статью «Ребенок-эпилептоид: как приручить дракона?»). Нынешняя статья не является руководством по воспитанию: здесь моя цель – лишь описать особенности морально-волевой сферы различных типов характера.

ВОЛЯ у эпилептоида обычно сильная (эпилептоид и паранойял – самые волевые типы характера). Вот только беда в том, что этой волей он стремится деспотично подчинить других людей, не повести их за собой (в отличие от паранойяла), а подмять под себя, «построить» и заставить его бояться. Никакой другой цели эпилептоид перед собой не ставит – лишь максимальная структура, обслуживающая его интересы и выполняющая его эгоистичную волю. По своей натуре эпилептоид – деспот и тиран (пусть даже в масштабах семьи).

Нравственность у него существует лишь на словах, в форме ханжеской морали, когда человек говорит очень хорошо, а поступает очень плохо. Именно поэтому психиатр Э.Креппелин и написал о них (цитирую сокращенно): «С Библией в руке и с камнем за пазухой». Мелочные скряги, склонные к сутяжничеству (бесконечно писать жалобы и судиться), требующие от семьи и подчиненных идеального порядка и устраивающие гневные скандалы по любому ничтожному поводу – такие люди очень тяжелы в общении.

Поэтому те мамы, кому судьба подарила ребенка-эпилептоида, часто просто не справляются с его воспитанием. Если сама мама не эпилептоид или не лидер-паранойял и если рядом нет отца с твердым характером, укротить злобно-раздражительную, деспотичную натуру такого ребенка – задача сложная. Тем более, сложно воспитать в нем нравственность, человечность. Сложно, но не невозможно.

Мне случилось работать в школе рядом с учительницей-эпилептоидом, очень любившей свой предмет и детей, правда, отчаянно перегружавшей их дополнительными занятиями, которые она превратила в обязательные. Она вырастила двух прекрасных, добрых дочерей, одна из которых, получив образование, тоже пришла работать в нашу школу.

Как школьный психолог я работала с подростком-эпилептоидом, в котором родители с раннего детства взращивали доброту через любовь к животным. (Кстати, замечено, что многие дети и подростки-эпилептоиды очень хорошо относятся к животным, заботятся о них. Животные совершенно не вызывают у них ни раздражения, ни злобы). Мальчик хвастался в школе своим домашним «зоопарком», часто приглашал сверстников домой посмотреть его кошек-собак-ежей-попугаев, содержавшихся в идеальной чистоте (эпилептоидная любовь к порядку). У него не было конфликтов со сверстниками, он никого не «строил», не обижал, я ни разу не наблюдала у него вспышек гнева, хотя беспорядок (изменения в расписании, например) его раздражал и он что-то ворчал себе под нос – но не более того.

Среди моих клиентов была женщина-врач с эпилептоидным характером. Только доброта, сострадание и порядочность не позволили ей расстаться с мужем после того, как он заболел шизофренией в тяжелой форме, и заботиться о нем долгие годы. Всю свою раздражительность она выплескивала в ворчание на неодушевленные предметы (ложки, кастрюли, опаздывающие автобусы и даже медицинские инструменты).

Все это означает, что эпилептоида можно (и очень нужно!) воспитать хорошим человеком. Вот только, к сожалению, обратных примеров в моей практике намного больше.

Если Вы, уважаемые мамы, узнаете своего ребенка и сами не выработали успешную стратегию воспитания, лучше обратитесь к хорошему психологу.

(Продолжение следует. В следующей статье речь пойдет о шизоиде, паранойяле и тревожном типе).

Елена Бекетова, школьный психолог, кандидат психологических наук и счастливая мама пятерых усыновленных и приемных подростков

Запись на консультацию: +79687465967 (Ватсапп).

Мои книги можно приобрести на «ЛитРес»:

· «Рассказы Доброго психа»: https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/rasskazy-dobrogo-psiha/

· «Воспитание человечности. Книга для родителей» https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/vospitanie-chelovechnosti-kniga-dlya-roditeley/

· «Да будет свет!» (психологическая фантастика) https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/da-budet-svet/

А здесь они в свободном доступе БЕСПЛАТНО:

· https://author.today/u/id606345317/works

Мои публикации вКонтакте: https://vk.com/id606345317

Из Сети
Из Сети
Из Сети
Из Сети