Найти тему
Люди в окнах

Кому и зачем надо уметь выступать

Оглавление

Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других слушать нельзя, третьих нельзя не слушать*. Каким хочется быть вам? Думаете, что никаким, потому что вам не надо каждый день вещать с трибуны? Лариса Зорина уверена: навыки публичных выступлений нужны всем!

Лариса – бизнес-тренер, тренер по ораторскому мастерству, коуч спикеров, основатель Лаборатории публичной речи «Step to Future». В своих колонках Лариса будет делиться лайфхаками публичных выступлений, которые не просто пригодятся в жизни, но и помогут ее изменить. Конечно, к лучшему! Сегодня Лариса развеет миф о том, что ораторство – удел избранных, и назовет три причины, которые не оставят сомнений в том, что убедительно говорить нужно всем. Слово Ларисе.

Ораторство для избранных?

«Ораторство не для меня, публичные выступления – удел избранных: актеров, политиков, общественных деятелей» – так еще недавно говорили многие. И добавляли: «У меня нет данных, нет талантов, да и зачем мне это нужно? На работе не требуется, а уж в обычной жизни и подавно».

А еще часто публичные выступления ассоциировались с лекциями в институте или речью на съезде Политбюро ЦК КПСС. «Стоишь перед всеми, позоришься, люди в зале спят или заранее критикуют…Зачем мне это надо?».

В общем, у спикерства в нашей стране сложился не очень привлекательный имидж. Соответственно, ни в школе, ни в институтах риторике толком не учили, и по культуре публичных выступлений мы сильно отстали от Запада.

В 21 веке ситуация, к счастью, стала меняться. Во многом благодаря международному общению и выходу на российские площадки таких мероприятий, как TEDx, а также развитию соцсетей с их эфирами. И если еще в начале 2000-х годов на вопрос «Кому надо выступать?» я бы ответила: продавцам, руководителям, пиарщикам, маркетологам, то сейчас я уверена: выступать надо всем.

-2

Инженерам надо выступать, чтобы получить бюджеты на инновации. Фармакологам необходимо презентовать новые разработки. Спортивным тренерам важно привлекать в свои клубы участников. Я перечислила лишь малую часть специалистов, которые обращаются ко мне за подготовкой к публичным выступлениям.

Когда мы с коллегами обсуждали целевую аудиторию наших курсов, игр и тренингов, то четко выделили три основные категории: предприниматели, руководители, эксперты. Мы объединили их общим термином «Люди бизнеса». Однако не только бизнес приводит в публичные выступления.

У нас на курсах училась домохозяйка, которой предстояло выступать на конкурсе «Лица района». Приходила пенсионерка, которая, обучившись на гида, обнаружила в себе страх перед публикой. Была пенсионерка, которая, переплыв Босфор, стала звездой телевидения и решила дальше развивать навыки публичных выступлений. Приходил учиться аргументации подросток, который хотел вести дискуссии без риска убить собеседника.

Получается, навыки публичных выступлений могут пригодиться людям всех профессий и всех возрастов!

Три причины развивать навык публичных выступлений

Чувствовать себя уверенно во время эфиров в соцсетях

-3

В 20-х годах 21 века каждый стал сам себе СМИ – сегодня в любой момент можно выйти в эфир через соцсети. И вот тут выяснилось, что надо уметь держаться перед камерой, излучать уверенность, структурировать выступление, четко транслировать идеи, импровизировать и справляться с неожиданностями. И главное – уметь держать внимание аудитории, чтобы она не переключилась на другой источник информации.

Повысить свою ценность для работодателя, представляя компанию на отраслевых конференциях

-4

Последнее десятилетие активно развиваются отраслевые конференции разного рода, где спикерами стали не только и не столько продавцы, но и технари, финансисты, эйчары, ученые, писатели и т.д.

Один из моих клиентов, крупная компания, которая продает телеком оборудование, накануне важной конференции столкнулась с ситуацией, что их менеджеры по продукту не могут нормально презентовать товары. Мы экстренно подготовили менеджеров к выступлениям, конференция прошла отлично: компания заключила новые сделки, получила прекрасный отклик от участников конференции, которые еще долго рассказывали о том, как было интересно и полезно. После этого руководители компании отправили к нам на обучение рекламщиков, маркетологов и сервисников.

Кстати, сейчас спрос на спикеров будет расти в связи с уменьшением иностранных специалистов, которых традиционно приглашали на конференции.

Быть приятным собеседником и убедительным оратором в малых группах

-5

Публичная речь – это не только речь с трибуны, это еще и общение на собраниях, аргументированные выступления в небольших группах, самопрезентация на нетворкинге. То есть, публичная речь – это частный случай коммуникации, где ваши слушатели – не один человек, а два и более. И что самое интересное, если вы знаете, как выступать публично, то вам проще строить коммуникацию и в других ситуациях. Об этом вау-эффекте навыка выступать поговорим в следующий раз. До встречи!

Не знаю, как вы, а я с нетерпением жду новой колонки! Я писала про Ларису большую статью, ее можно почитать тут, там тоже много полезного и интересного.

*Слова Джон Мэджи, ватиканского сановника.