Найти тему
Нижегородская правда

Анатолий Лобоцкий: «В искусстве есть всего две темы – любовь и смерть»

Оглавление
   Анатолий Лобоцкий покорил нижегородских зрителей, приехав на фестиваль «Золотая маска». Ольга Севрюгина
Анатолий Лобоцкий покорил нижегородских зрителей, приехав на фестиваль «Золотая маска». Ольга Севрюгина

Впервые на экране Анатолий Лобоцкий появился в 90‑е годы, в одном из первых российских сериалов «Мелочи жизни». Но знаменитым он стал, снявшись в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов», в котором его герой, французский журналист Андре, влюбляется в советскую женщину – героиню Веры Алентовой. С тех пор его фильмография насчитывает более 100 фильмов, в которых он сыграл самых разных персонажей – от военных и полицейских до врачей и графов.

Ещё больше лиц у Лобоцкого – театрального актёра, который за 30 лет на сцене Театра имени Маяковского сыграл несколько десятков ролей. А спектакли «Последние» и «Школа жён» театр привозил в Нижний. И зрители долго не отпускали актёра со сцены. О том, чем сегодня актуальна классика, о противоречивости Горького, о вечных ценностях и страстях Анатолий Лобоцкий рассказал в эксклюзивном интервью «Нижегородской правде».

Седина в бороду

– Анатолий, сегодня для многих пьеса в стихах, как, например, «Школа жён» Мольера, – вещь непонятная. Но ваш спектакль смотрелся на одном дыхании…

– Работать со стихотворным текстом – особое удовольствие, 72 страницы стихотворного текста оказались мне самому близки и интересны. Вся работа доставляет удовольствие. Сюжет заставляет откликаться. На самом деле в искусстве есть две темы – любовь и смерть, и обе мне интересны, как и любому зрителю. И чем интереснее они раскрыты, тем лучше восприятие зрителя.

– Чем же эти темы вам близки?

– Их можно бесконечно интерпретировать и поворачивать разными гранями, смотреть с разных углов зрения. «Школа жён» – спектакль про любовь стареющего человека к юной девушке, и, что скрывать, мне как стареющему человеку эта тема безусловно близка. Седина в бороду и так далее! В той или иной мере эту страсть переживают все мужчины. Поэтому они и идут посмотреть этот спектакль. А в Нижнем Новгороде публика вдвое благодарнее московской.

   Фильм «Зависть богов» мгновенно принёс Лобоцкому славу и зрительскую любовь Ольга Севрюгина
Фильм «Зависть богов» мгновенно принёс Лобоцкому славу и зрительскую любовь Ольга Севрюгина

– Вы работали со многими театрами, но всегда преданно служили одному – Театру имени Маяковского, не покидая его даже в сложные годы. Чем он вас так держит?

– Наш театр уникален своей внутренней жизнью и атмосферой. Я нигде не видел такого взаимоотношения всех работников театра. Это уникальное отношение к своему театру, к своему дому. И поэтому я много-много лет ему предан.

Ещё новости по теме

Снятый в Нижегородской области фильм «Ада» покажут на Пекинском международном фестивале

Мороз крепчает: как развод с Богомоловым изменил к лучшему жизнь актрисы

Почему не складываются судьбы юных кинозвёзд

Неоднозначный Горький

– Сегодня одна из ваших коронных ролей в театре – Захар в «Обломове». Вы, мечта миллионов женщин, – и вдруг старик-слуга. Чем вас привлекла эта роль?

– Когда мне предложили его сыграть, я мгновенно согласился. Любой актёр хочет немножко отойти от своего привычного амплуа, пошалить, заклеить лицо какой-то гадостью и повыпендриваться. Всё это мне и дал Захар. Да и сам литературный образ замечательный. Тем более что в классических пьесах слуга если не главный герой, то точно важный и сопутствующий главному герою. И несёт важную нагрузку.

– Для многих нижегородских зрителей открытием был ваш Коломийцев в «Последних» Горького. Этот спектакль был показан на одном из Горьковских фестивалей. Тем более что для нашего города этот писатель и всё, что с ним связано, имеет особый смысл. А что Горький для вас?

– Он – неоднозначная фигура в литературе. У него есть совершенно потрясающие по глубине и по литературным достоинствам произведения, и в то же время он был (а может, его сделали) государственным писателем. Ведь та же «Жизнь Клима Самгина» – по сути глубоко антисоветский роман, если внимательно его читать.

Так что каждый раз, читая его, я открываю для себя новое, хотя соглашусь, что язык Алексея Максимовича порой тяжеловат. Но его классическая драматургия – «На дне», «Мещане» и так далее – замечательные пьесы. Поэтому они так часто и ставятся сегодня. А то, что он был прикормленным советским писателем, не умаляет его таланта. Он – великий писатель. А вот пьеса «Последние» точно не лучшее его произведение.

   Роль Захара в спектакле "Обломов" дала актёру возможность пошутить над собой и принять личину старика Ольга Севрюгина
Роль Захара в спектакле "Обломов" дала актёру возможность пошутить над собой и принять личину старика Ольга Севрюгина

– Зато текст вы читали глубоко и проникновенно. Наверное, неслучайно так популярны ваши аудиоспектакли. Чем привлекает вас работа с микрофоном в студии?

– Я действительно люблю работать с микрофоном и много лет этим занимаюсь. И это не аудиокниги, а радиоспектакли. Когда ты один на один с микрофоном, можешь передать своё отношение к материалу и своё прочтение – без режиссёра, партнёра. Это только твоё внутреннее ощущение материала. И донести его до слушателя очень интересно, поэтому мне так нравится такая работа.

– Без режиссёра… А ведь изначально у вас режиссёрское образование. Почему вы им в итоге не стали?

– Потому что я не хочу быть плохим режиссёром. А образование помогает мне в профессии.

«Я – человек консервативный. И мои приоритеты, сложившиеся лет двадцать назад, уже особо не меняются«

Анатолий Лобоцкий

Незабытое старое

– Вы не раз говорили о своём спокойном отношении к фильмам и сериалам. А какие из них действительно стали для вас знаком качества?

– Их немного. Я бы даже сказал, что хватит пальцев одной руки, чтобы их перечислить, но называть не буду. Тем более сериалы. Вообще я не очень хорошо отношусь к сериалам – привык к театру, и съёмки для меня всегда процесс тяжёлый. В моём возрасте с восторгом к нему относиться как минимум странно.

К тому же в сериалах всегда бросаются в глаза разные уровни актёрской игры. Честно говоря, я не думаю, что кому-нибудь такая работа может приносить подлинное творческое удовлетворение. Но это только моё мнение. Рядом со мной работают люди, которые переходят из сериала в сериал и уверяют, что им это нравится. А для меня главное – театр, и он остался бы главным, даже если бы я снимался в голливудских блокбастерах.

– Одной из ваших первых партнёрш по сцене была Наталья Гундарева. Есть ли сегодня близкие по таланту и дарованию актрисы?

– Думаю, что есть – наша страна богата на таланты. Такой глубины и актёрской природы, как были у Наташи, мало, но хороших, мощных актрис у нас в достатке. И не только талантливых, но и умных. Расхожее мнение о том, что актёр должен быть глупым, устарело ещё в середине ХХ века. Он должен уметь подчиняться, но не быть глупым. Если актёр – личность, то что бы он ни играл, на него приятно смотреть. Даже если спектакль плохой. А вот увидеть ум и талант не всегда получается. Часто увидеть талант актёров мешает, как его называют, «новаторство» режиссёров.

Но поверьте, всё, что сейчас выдаётся за ноу-хау, это либо хорошо забытое старое, либо вообще ещё и не забытое. Все эти «Театр.doc»… Всё это существовало и раньше и начиналось в Европе в 30‑е годы, а в Польше – в 50‑е. Мейерхольд тоже чего только не ставил и как только не чудил. Так что кардинально нового в современных постановках я не вижу.

   Спектакль "Школа жён" стал событием в столичном театральном мире, хотя и не получил ни одной "Золотой маски" из шести, на которые был номинирован Ольга Севрюгина
Спектакль "Школа жён" стал событием в столичном театральном мире, хотя и не получил ни одной "Золотой маски" из шести, на которые был номинирован Ольга Севрюгина

– Так каким же должен быть современный театр?

– Он должен развиваться в самых разных направлениях, но это не значит, что все эти направления я или вы должны понимать и любить. Это как артхаусное кино, которое почти никто не видит. Каждому своё. То же и в театре. Должны быть разные направления, разные веяния, если, конечно, они находят своего зрителя. А в остальном – всё было, всё повторяется. Если есть те, кто это любит, пусть будет. Но это не моё.