Найти в Дзене
𝓛𝓲𝓵𝔂 𝓢𝓷𝓪𝓹𝓮

Пол МакКартни отвечает на вопросы о ‘Ретроспективе Линды МакКартни’

Оглавление

You Gave Me The Answer: Linda McCartney’s Photography (Вып. от 27 февраля 2023 года)

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Предыдущий выпуск рубрики - ‘Пол МакКартни - отец и муж’ - читай здесь

Как мы уже писали ранее, с 25 февраля по 5 августа 2023 года в Центре творческой фотографии Аризонского университета (Тусон, штат Аризона, США) проходит бесплатная выставка: ‘Linda McCartney Retrospective’ (Ретроспектива Линды МакКартни).

С 2013 года масштабная выставка фотографий Линды МакКартни путешествует по миру, посетив Вену, Монпелье, Сеул, Глазго, Ливерпуль и Австралию, и на прошлой неделе открылась в Тусоне, штат Аризона. ‘Ретроспектива Линды МакКартни’ посвящена 30-летней карьере Линды в фотографии, начиная с её первоначального успеха, когда она запечатлевала музыкальную сцену 1960-х, сделанные ею снимки уличной жизни и фото природы - и вплоть до фотоизображений её семейной жизни с Полом и их детьми.

Кураторами выставки являются
Пол и Мэри МакКартни, которые вместе с Центром творческой фотографии (ЦТФ) Аризонского университета заглянули вглубь обширного архива Линды, чтобы рассказать её историю. Результатом стало путешествие по жизни Линды, позволяющее увидеть темы и проблемы, которые имели для неё значение, в буквальном смысле сквозь её призму.

Пол МакКартни о лучших фотографиях Линды

Аризонский университет в Тусоне, штат Аризона - это тот самый университет, в котором Линда изучала историю искусств в начале 1960-х годов. Хотя формально обучение Линды там фотографированию составило всего два урока, преподавание опытного фотографа Хейзел Ларсен Арчер пробудило в ней интерес и положило начало её путешествию в мир фотографии.

Открытие ‘Ретроспективы’ знаменует собой первый раз, когда эта выставка проводится в Северной Америке, и впервые её проводит академическое учреждение. У студентов ЦТФ появилась поистине уникальная возможность изучить творчество Линды с помощью музыкальных выступлений, лекций и многого другого... в том числе задать несколько собственных вопросов Полу!

Итак, в рубрике ‘You Gave Me The Answer’ этого месяца Пол поделился своими мыслями о мастерстве Линды и их творческом влиянии друг на друга…

'Red Rose Speedway' выходит на виниле 22 апреля 2023 года

Студенты ЦТФ: Как с художественной точки зрения Линда МакКартни реагировала на Тусон, по сравнению с другими местами мира? Вы не заметили: фотографировала ли она при помощи какого-то определённого фотоаппарата, находясь здесь, или фотографировала определённые объекты больше других?

Пол:

Ну, думаю, тот факт, что местоположение Тусона такое своеобразное, был ей очень интересен. Нам обоим нравилась атмосфера пустыни в Аризоне, так что, думаю, это привлекло её внимание. Мы часто приезжали в национальный парк Сагуаро, где повсюду росли кактусы сагуаро (цереусы), и, как можно заметить, она их любила. Линде также нравился свет Тусона и тени, которые этот свет создавал. Так что да, это место отличалось от других уголков мира.

Wings не выступят без Линды МакКартни

Студенты ЦТФ: Считаете ли Вы, что игривость автопортретов Линды отражает её собственную игривость? Знаете ли Вы, что на самом деле Линда хотела передать с помощью своих автопортретов?

Пол:

Дело в том, что Линде было интересно фотографировать. Звучит просто, но такой была её мотивация: если она видела фотографию в том, что её окружало, она хотела это сфотографировать. Так что когда она проходила мимо зеркала, она могла подумать: ‘О, освещение хорошее. Дай-ка я это сфотографирую!’ Думаю, многие её автопортреты появились просто благодаря случаю и, возможно, освещению. Мне не кажется, что она когда-либо намеренно пыталась сделать автопортрет - всё это были просто запечатлённые мгновения.
Успешно снимать автопортреты на фотоаппарат вроде ‘Полароида’ было трудно. Не то что сегодняшние ‘селфи’! Ей приходилось держать фотокамеру на нужном расстоянии, найти кнопку, держа при этом собаку или что-то ещё, что должно было попасть в кадр. Линда была великим фотографом, и ей так это всё нравилось, что она всегда находила способ.

Стелла МакКартни получает Орден Британской Империи

Студенты ЦТФ: Выставка ‘Ретроспектива Линды МакКартни’ разделена на различные темы творчества Линды: артисты, фотографическое исследование и так далее. Какая тема больше всего интересовала Линду?

Пол:

Думаю, что чуть ли не самое интересное в фотографии Линды - это её путешествие. Она начала в Тусоне с Хейзел Ларсен Арчер - так получилось, что она пошла на занятие к Хейзел, которая сказала: ‘Возьмите фотоаппарат, сделайте несколько снимков и приходите сюда на следующей неделе’. Вот таким был первый урок, и Линда посчитала его весьма забавным.

Потом - когда Линда вернулась в Нью-Йорк и занялась музыкальной сценой. Она начала фотографировать для таких музыкальных журналов, как Rolling Stone и Crawdaddy. Она была в первых рядах на концерте, фотографируя музыку, которую любила и в которой разбиралась. Однажды она рассказала мне об одном случае, когда она фотографировала Би Би Кинга, музыку которого обожала. Она чувствовала себя избранной, находясь в таком положении. Рядом стоял парень, которого послали вместе с ней фотографировать, и он спросил Линду: ‘Кто это? Кого это я фотографирую?’ И ей пришлось сказать ему: ‘Это Би Би Кинг!’ В тот момент её любовь к музыке и любовь к фотографии по-настоящему сошлись воедино.

После того, как мы поженились, её фотография стала фокусироваться на семейной жизни: дети, лошади, сельская местность и пейзажи. В какой бы ситуации она ни оказалась, она использовала это для своего искусства, и таким естественным образом развивался её профессионализм. Как-то она услышала о цианотипах и по-настоящему увлеклась идеей самостоятельно печатать фотографии. Ей нравились бессистемное обращение с бумагой и весь процесс вывешивания её на балкон на свет для проявления: она считала, что это волшебство. Так что я бы сказал, что она была в восторге от всех своих работ, потому что это была её жизнь.

Любимые веганские рецепты семьи МакКартни

Студенты ЦТФ: Какие художники 1960-х годов оказали наиболее глубокое влияние на фотографию Линды?

Пол:

Не уверен, что это были художники 1960-х годов, но до этого Доротея Ланж была её любимицей. Вкусы Линды сформировались под влиянием таких фотографов и художников, как Уокер Эванс, Энсел Адамс, Джорджия О'Кифф - она была большой поклонницей О'Кифф. С детства она знала Виллема де Кунинга, поскольку её отец был его юристом, так что у них была семейная связь.

Конечно, она изучала историю искусств в Тусоне, хотя и призналась мне, что на этих занятиях - часто в типично жаркий тусонский день - они сидели в тёмной комнатке и смотрели кинопроектор, так что порой она могла и задремать. Полагаю, что некоторые нынешние студенты могут узнать в этом себя!

Но, так или иначе, Линда обладала довольно обширными познаниями в искусстве. Это было, среди прочего, то, что нас объединяло, когда мы впервые встретились. Мне нравились такие люди, как Магритт, и это произвело на неё впечатление. Я частенько выпендривался, спрашивая: ‘Вы видели моего Магритта?’

Пол МакКартни: живопись vs песнетворчество

Студенты ЦТФ: Как Линда пришла к фотографированию музыкальных исполнителей 1960-х годов? Линде было легко или трудно взаимодействовать с такой разношерстной группой?

Пол:

Ей было легко, потому что она любила музыку, посему она знала их музыку. Она не появилась из ниоткуда с вопросом: ‘О, что за музыку вы играете?’ Она слышала их музыку и, возможно, даже видела их игру вживую раньше, в то время как многим другим людям это было неинтересно. С раннего возраста, проживая в Нью-Йорке, она жила в эпоху ду-воп-групп. Она все их очень хорошо знала. Помню, как она как-то разговаривала с Полом Саймоном, который тоже был парнем из Нью-Йорка той эпохи, и они знали все те небольшие группы, с которыми мы в Великобритании не были знакомы. Линда могла общаться с Джими Хендриксом, и он бывал впечатлён тем, что она знала, кто такой Би Би Кинг. Это упростило ситуацию на музыкальной сцене. Она знала, что к чему!

MPL's Treasury Of Songs: The Rock'n'Roll Classics

Двойная радуга. Аризона. © Пол МакКартни / Фотограф: Линда МакКартни
Двойная радуга. Аризона. © Пол МакКартни / Фотограф: Линда МакКартни

Студенты ЦТФ: Как родители Линды повлияли на её решение заняться фотографией?

Пол:

Её семья любила искусство, и в её жизни с юных лет присутствовало много искусства. Её дедушка приехал как эмигрант из России, а он был художником. Была такая семейная история: у её отца Ли на стене висела картина её дедушки, и его друг, известный ценитель искусства, сказал: ‘Я бы хотел её купить, чья это работа?’ А тот ответил: ‘Она кисти моего отца, и она не продаётся!’

В общем, я хочу сказать, что искусство присутствовало всегда. Её отец был крупным коллекционером очень хорошего искусства, и в конце концов он стал юристом довольно многих художников, например, Роберта Мотеруэлла (Мазервелла) и Виллема де Кунинга, так что её всегда окружали отличные картины. Думаю, всё это оказало большое влияние. А затем - поступление в колледж в Тусоне и посещение курсов по истории искусства.

Пол МакКартни опроверг сообщения о своей смерти (1969)

Студенты ЦТФ: Как Линде удавалось совмещать фотографирование своей семьи с заботой о доме?

Пол:

На мой взгляд, заботиться о семье и строить карьеру обычно очень сложно, но что касается нас двоих - я музыкант, она фотограф - мы могли заниматься своим делом практически где угодно. Я мог сочинять песни где угодно, она могла фотографировать где угодно.

Линда была по-настоящему хорошей мамой и неплохим кулинаром, и она много времени уделяла воспитанию детей. Мы оба уделяли. Помню, как я мастерил мебель из старых картонных коробок, и она это фотографировала. Она могла снять на полароид подставки для яиц, которые показались ей прикольными или интересными. Она делала это параллельно со всей работой по дому или занимаясь детьми. Она умела совмещать две вещи: быть матерью и работать фотографом.

Фотовыставка Линды и Мэри МакКартни 'Mother Daughter'

Студенты ЦТФ: Углубляясь в семейные портреты Линды и те прекрасные моменты, которые она запечатлела, не могли бы Вы рассказать немного больше о том, почему, по Вашему мнению, она запечатлела все эти весёлые моменты, происходившие с вашей семьёй?

Пол:

Это может показаться упрощением, но если у тебя намётанный глаз фотографа, ты заметишь хороший момент и хорошее освещение в любом месте. У Линды это часто было связано с освещением, а сейчас этим занимается наша дочь Мэри. Она будет водить тебя по комнате со словами: ‘Здесь освещение лучше’, - и она всегда права.

В основном это было просто то, что происходило в жизни Линды и что можно было сфотографировать. Например, если мы бывали на природе в Тусоне, она фотографировала кактус сагуаро, или бочкообразный кактус (ферокактус), или юкку (мы довольно неплохо узнали все виды кактусов!). Когда сагуаро цветёт, это очень красиво, и всё это происходило вокруг нас, что давало Линде много материала для фотографирования.

Самый долгий роман Пола МакКартни

Студенты ЦТФ: Какую технику фотографирования Линда использовала чаще всего и почему?

Пол:

Линда была очарована всеми видами фотографирования. Она начинала с фотоаппарата Nikon, и существовал приём, когда она отрывала небольшой кусочек от коробки с плёнкой Kodak и вставляла его в маленькую прорезь на задней панели фотоаппарата, чтобы напомнить себе, на какую плёнку она снимает. Хитроумно!

Линда начала с этого, а потом увлеклась полароидами. Нас немного беспокоило использование полароидов, так как в то время ходили слухи, что они ненадолго - что, к счастью, оказалось неправдой - они продержались долго! Линде понравился формат, и тогда она приобрела большой пластиночный фотоаппарат 10×8 и увлеклась им для более формальных снимков. Она сделала несколько великолепных портретов британских художников Гилберта и Джорджа с помощью этой фотокамеры, при этом находясь под большим покрывалом. На самом деле, она интересовалась всеми видами фотографии.

Пол и Линда МакКартни в эпизоде сериала ‘Bread’

Портрет с сердцем. Аризона, 1990. © Пол МакКартни / Фотограф: Линда МакКартни
Портрет с сердцем. Аризона, 1990. © Пол МакКартни / Фотограф: Линда МакКартни

Студенты ЦТФ: Кажется, что работы Линды часто основаны на по-семейному личных моментах. Не могли бы Вы немного подробнее рассказать о её - как фотографа - ценностях, например, о том, чего она хотела достичь и что считала важным передать?

Пол:

Линда очень сильно любила животных, по-настоящему сильно. Многие люди говорят: ‘О да, я люблю животных!’, - но у неё это было очень глубокое чувство. У неё был своего рода диснеевский взгляд на животных, так что не имело значения, что это было за животное, оно было ‘милым’. Если это была лягушка, то это была ‘милая лягушка’. Если это был жук, то это был ‘милый жучок’ - такой, как я!

Она так сильно любила животных. Если она проходила мимо витрины мясного магазина и видела висящих там животных, это вызывало у неё отвращение, потому что для неё это были милые животные, которые теперь были мертвы в угоду людям. Её это сильно беспокоило, поэтому она это фотографировала. Документирование того, что мы расценивали как насилие. Если это был открытый кузов грузовика с мясом, с которого свешивалась большая туша, она бы его сфотографировала, а не просто бы сказала: ‘Фу!’ - и ушла. Линда была таким активистом, который хочет показать людям, что происходит.

Это чувство касалось всех животных. Помню, как однажды мы были в гостях у художника Пола Каффелла и делали с ним платиновые отпечатки. Это увлекательный процесс, ты видишь, как они появляются, и это волшебно. Мы отдыхали в саду, и тут Линда увидела лягушку и подняла её! Вокруг говорили: ‘О, боже! Ты подбираешь лягушек?’ И Линда знала, что та может помочиться на неё в целях самозащиты, но ей было всё равно. У Мэри есть несколько замечательных фотографий, на которых Линда держит лягушку за лапки. Она умела держать животных так, чтобы им не было больно, что само по себе было своего рода искусством. Животным было очень комфортно с ней, и ей было очень комфортно с ними.

Линда МакКартни: пионер вегетарианства

В квартире Линды. Тусон, Аризона, 1965. © Пол МакКартни / Фотограф: Линда МакКартни
В квартире Линды. Тусон, Аризона, 1965. © Пол МакКартни / Фотограф: Линда МакКартни

Студенты ЦТФ: Вас с Линдой связывало творческое партнёрство благодаря музыке, которую вы создавали вместе с Wings. Распространялось ли это творческое партнёрство и на фотографию?

Пол:

Я очень сильно увлекался фотографией, поэтому мог понять, что она делает. Но я знал, что она лучше. Это никогда не оспаривалось. Я восхищался её мастерством, и мы могли долго говорить о фотографии. Например, мы обсуждали настройку освещения или его отсутствие! Она не была большим специалистом в измерении уровня освещённости. Она делала всё наугад, что на самом деле довольно удивительно, когда смотришь на некоторые фотографии. Существует фото, где Джеймс в Шотландии подпрыгивает, а я пытаюсь пройти по забору, и я уверен, что на этой фотографии происходит ужасно много с технической точки зрения, о чём я даже не подозревал. Линда должна была запечатлеть движение Джеймса, так что тут нужна выдержка затвора. Ей нужно было сфокусировать расстояние, передний план и задний план. У неё был врождённый дар ко всему этому.
Помню, как однажды разговаривал с Робертом Фрейзером о том, что представляет собой хорошая фотография, и в итоге мы оба согласились, что ты должны быть в нужном месте в нужное время. И ты должен знать, когда нажать на спуск затвора. Линде это очень хорошо удавалось. Она умела сделать так, чтобы ты чувствовал себя вполне комфортно; она была не из тех, кто любит долгие фотосессии. Вместо этого она делала один или два случайных снимка, а затем убирала фотокамеру. Ей не нравились огромные декорации с большим количеством света и прочего: она хотела, чтобы её объекты чувствовали себя непринуждённо.

Пол МакКартни. Встреча со студентами Роллинс-колледжа

Перевод: © Lily Snape
Оригинал:
You Gave Me The Answer - Linda McCartney’s Photography, Paul McCartney answers student questions

♥ Спасибо, что прочитали, лайкнули, прокомментировали и подписались! ♥