Вообразим себе куст картофеля. Сверху висят ядовитые ягоды, а под землёй питательные, вкусные клубни, которые давно вошли в пищевую культуру многих народов. Трудно себе даже вообразить сейчас мир без картошки. А если бы мы отбросили мысль о том, что картошку можно есть только из-за того, что у этого растения ядовитые ягоды? Да что там картошка. Возьмём любой продукт. Пшеницу, например. Мы не едим целиком всё растение! Или яблоня – мы лакомимся вкусными плодами, но выбрасываем косточки, не грызём кору и не жуём листья. И это естественно – используем полезное и отказываемся от ненужного или даже ядовитого, такого как ягоды картофеля. Но нам не приходит в голову отказаться от всего растения только потому, что в нём есть несъедобные части. Однако с безнотным способом разучивания в начальном музыкальном образовании произошло именно это.
Побочным эффектом безнотного обучения может стать нотная безграмотность, а вследствие этой безграмотности — беспочвенность обучения. Вот откуда проистекает такой паталогический мировой страх перед безнотным способом обучения игре на музыкальных инструментах. Однако, если ребёнок параллельно учится играть по нотам, то нотной грамотности ученика ничего не угрожает. Нотная безграмотность – это как ядовитые ягоды картофеля, качающиеся на его кустах. Однако человечество давно научилось выбрасывать их, но использовать в пищу питательные клубни, находящиеся под землёй. Мы научились использовать картофель правильно. Тоже самое нужно сделать и с безнотным обучением. Использовать его ПРАВИЛЬНО! Многие педагоги уже делают это и делали это всегда. Ведь побочный эффект в виде нотной безграмотности возникает лишь в случае НЕправильного применения безнотного подхода. Тем не менее в мире распространено крайне негативное отношение к этому богатейшему по своей пользе приёму в обучении игре на музыкальных инструментах.
Чем дальше я исследую безнотный способ обучения, как один из приёмов работы с детьми, тем больше проникаюсь в его глубинные ценности. Я совершенно не боюсь ядовитых ягод, то есть нотной безграмотности в учащихся, так как применяю безнотный подход внутри системы, в которой дети со всей серьёзностью и кропотливостью учатся играть так же и по нотам, осваивают нотную грамоту в ПОЛНОМ объёме.
Безнотный способ обучения не только безвреден – он в высшей степени полезен для начинающих. Он, как ничто иное даёт игре начинающих ЖИЗНЬ! Почему? Причин много, но главное, о чём мне хочется сказать сегодня, это о его естестве! Да! Этот приём естественен! Он натурален! Он базируется на основополагающем принципе, на котором обучается всё живое – на ИМИТАЦИИ. Как мы учимся говорить, ходить, есть, и всему-всему-всему? Мы имитируем. Подсознательно! В нас природой заложена эта функция! Ребёнок подражает взрослому и таким образом обучается! Мы не учимся говорить по книгам, не учимся ходить по книгам, есть, умываться, смеяться, одеваться и так далее!
Полный отказ от безнотного способа обучения – одна из самых главных ошибок начального музыкального образования! Именно из-за этого младшеклассники в большинстве своём столь беспомощны в игре, именно от этого их игра такая безжизненная и неуклюжая! Именно из-за этого их рост в первые годы учёбы такой медленный и тоскливый! Здесь я не принимаю во внимание общепринятый короткий донотный период. Он слишком мал, чтобы нести на себе те серьёзные функции, которые я имею в виду.
И сейчас я предвижу, как ярые противники этой замечательной, данной нам природой возможности ввести естественный принцип имитации в наше образовательное дело, вскипают гневом. Остановитесь! Остановитесь! Никто не призывает вас отказаться от нот.
Мои ученики сейчас читают ноты лучше, чем те, которые учились у меня раньше, когда я была таким же ярым противником безнотного способа. Я никогда не призывала отказываться от нот, и те, кто занимаются по моим азбукам, знают, насколько в них высокие требования.
Давайте хотя бы попробуем поставить знак вопроса перед столь вопиющим пренебрежением безнотном способом, как части (ТОЛЬКО ЧАСТИ!) образовательного процесса! Давайте хотя бы допустим, что у куста картофеля под землёй может быть нечто ПОЛЕЗНОЕ! Недавно в комментарии мне написали, что в одной стране способ разбора без нот называется «учить как обезьяну». Звучит оскорбительно. Не для меня, нет. Оскорбительно по отношению к детям, и знаете, по отношению к самой природе. Она дала нам в руки такой потрясающий инструмент – умение имитировать, умение подражать. Она показала нам его могущественную силу в обучении детей.
Когда я впервые показала свою методику педагогам своей школы, одна из старейших наших преподавательниц, которую я глубоко уважаю, сказала:
— Катя, это всё прекрасно! Но твои ученики ноты читать не будут, вот увидишь! Они просто не захотят играть по нотам.
У меня тогда ещё не было нотных азбук, я их только разрабатывала. И знаете, она своими словами так помогла мне! Я вложила в нотные азбуки максимум усилий, экспериментов, я их многократно перерабатывала, искала путь, по которому ребёнок сможет пройти с максимальной эффективностью. И теперь я пользуюсь ими, и теперь я совершенно спокойно практикую безнотный способ, он нам не опасен. Ноты не пострадают!
Когда я сказала безнотному способу – «ДА», у меня и моих учеников крылья выросли за спиной! И началась совершенно иная жизнь, более творческая, успешная и интересная! Нотный и безнотный способ со временем объединяются. У способных они объединяются очень скоро. Безнотный способ разучивания постепенно уходит из практики ученика сам по себе, научив ребёнка естественной, натуральной игре, и поддержав его в том периоде, пока нотные его навыки были ещё очень слабыми.
Как-то мне позвонила преподавательница из Казахстана, которая несколько лет занимается по моей методике. Она рассказала о ребятишках, о том, какие серьёзные программы они сейчас играют. И она сказала: «Вы знаете, эти дети играют совсем иначе, они свободнее и естественнее, и это мне нравится больше всего!»