Найти в Дзене
Строительный мир

Пешеходный тоннель под Босфором: почему так и не построили уникальный объект на глубине

Турция в последние пару десятилетий масштабами своих строек удивляет не меньше Китая. Чего только стоят объекты через Босфор. Правда, пока удалось воплотить не все задумки. После того как 20 декабря 2016-го был открыт двухэтажный автодорожный тоннель, власти объявили еще об одном знаковом проекте, реализация которого позволила бы преодолевать пролив пешком прямо под водой.

© Sakhalinio / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Кадир Топбаш (1945-2021), бывший мэр Стамбула в 2016 году)
© Sakhalinio / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Кадир Топбаш (1945-2021), бывший мэр Стамбула в 2016 году)

Одним из инициаторов строительства дороги, лежащей на глубине 20 м ниже уровня моря, стал глава Стамбула Кадир Топбаш. В начале 2017 года заявлялось, что к работам на площадке приступят уже в апреле; ввод в эксплуатацию намечался на 2019-й, к окончанию очередного срока действующего мэра. Свой пост Топбаш занимал с 2004 года, а создание тоннеля для пешеходов и велосипедистов было одним из его обещаний во время последней предвыборной кампании.

Но так случилось, что кресло градоначальника Кадир неожиданно покинул в сентябре 2017-го, не объясняя истинных причин ухода. В прессе появлялась информация, что он потерял расположение правящей партии после известных событий июля 2016 года, когда в стране была совершена попытка военного переворота. Дело в том, что его зятя арестовали по обвинению в связи с путчистами.

© Maurice Flesier / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Протесты против военного переворота в Стамбуле, 2016 год)
© Maurice Flesier / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Протесты против военного переворота в Стамбуле, 2016 год)

На место бывшего мэра пришел Мевлют Уйсал, а через два года победу на выборах в Стамбуле одержал представитель оппозиционной партии Эркем Имамоглу, который критически относился к ряду крупных проектов, включая строительство нового судоходного канала, соединяющего Мраморное и Черное моря; его в свою очередь активно поддерживал президент Турции Реджеп Эрдоган.

Перемены во власти неизбежно сказались на планах относительно пешеходного тоннеля. Тендер на реализацию проекта был отменен в месяц ухода Топбаша с поста мэра. Тратить деньги из госказны на реализацию этой идеи посчитали нецелесообразным. На проведение изысканий уже успели израсходовать около $2 млн.

© Arcadis (Тоннель под Босфором, визуализация)
© Arcadis (Тоннель под Босфором, визуализация)

Сама по себе задумка была интересной. Тоннель протяженностью 2 км и диаметром до 15 м должен был связать две станции метро на разных берегах. А попасть из европейской части города в азиатскую и наоборот прямо под водой можно было бы не только на своих двоих (в том числе по движущейся дорожке) или велосипеде, но и электромобиле, для чего отводился нижний ярус.

Более того, тоннель планировали сделать максимально комфортным для прогулок и проведения досуга: внутренний дизайн предполагал выделение специальных мест для организации небольших разноплановых выставок. Но, к сожалению, а для кого-то и к счастью, столь уникального объекта в турецком мегаполисе так и не появилось. Да и предпосылок для его строительства в ближайшие годы пока нет. Хотя со временем все может измениться, и городские власти еще вернутся к этому интересному проекту.