Турция в последние пару десятилетий масштабами своих строек удивляет не меньше Китая. Чего только стоят объекты через Босфор. Правда, пока удалось воплотить не все задумки. После того как 20 декабря 2016-го был открыт двухэтажный автодорожный тоннель, власти объявили еще об одном знаковом проекте, реализация которого позволила бы преодолевать пролив пешком прямо под водой.
Одним из инициаторов строительства дороги, лежащей на глубине 20 м ниже уровня моря, стал глава Стамбула Кадир Топбаш. В начале 2017 года заявлялось, что к работам на площадке приступят уже в апреле; ввод в эксплуатацию намечался на 2019-й, к окончанию очередного срока действующего мэра. Свой пост Топбаш занимал с 2004 года, а создание тоннеля для пешеходов и велосипедистов было одним из его обещаний во время последней предвыборной кампании.
Но так случилось, что кресло градоначальника Кадир неожиданно покинул в сентябре 2017-го, не объясняя истинных причин ухода. В прессе появлялась информация, что он потерял расположение правящей партии после известных событий июля 2016 года, когда в стране была совершена попытка военного переворота. Дело в том, что его зятя арестовали по обвинению в связи с путчистами.
На место бывшего мэра пришел Мевлют Уйсал, а через два года победу на выборах в Стамбуле одержал представитель оппозиционной партии Эркем Имамоглу, который критически относился к ряду крупных проектов, включая строительство нового судоходного канала, соединяющего Мраморное и Черное моря; его в свою очередь активно поддерживал президент Турции Реджеп Эрдоган.
Перемены во власти неизбежно сказались на планах относительно пешеходного тоннеля. Тендер на реализацию проекта был отменен в месяц ухода Топбаша с поста мэра. Тратить деньги из госказны на реализацию этой идеи посчитали нецелесообразным. На проведение изысканий уже успели израсходовать около $2 млн.
Сама по себе задумка была интересной. Тоннель протяженностью 2 км и диаметром до 15 м должен был связать две станции метро на разных берегах. А попасть из европейской части города в азиатскую и наоборот прямо под водой можно было бы не только на своих двоих (в том числе по движущейся дорожке) или велосипеде, но и электромобиле, для чего отводился нижний ярус.
Более того, тоннель планировали сделать максимально комфортным для прогулок и проведения досуга: внутренний дизайн предполагал выделение специальных мест для организации небольших разноплановых выставок. Но, к сожалению, а для кого-то и к счастью, столь уникального объекта в турецком мегаполисе так и не появилось. Да и предпосылок для его строительства в ближайшие годы пока нет. Хотя со временем все может измениться, и городские власти еще вернутся к этому интересному проекту.