Советский автопром полон классических легендарных моделей. СССР мог создавать и хотел это делать. Мы собрали 3 интересных факта о советских "Жигулях" и хотим поделиться с вами.
1. Эпоха двойников
ВАЗ 2105 построен на базе "Копейки" 2101, которая, в свою очередь, создана на основе Фиат.
Это Fiat 124, с которым уж у ВАЗ-2101 очень общего, а точнее он лицензионный двойник, они на 98 % идентичны, разница в нюансах, и например логотипах и т.д. Но те только у нашей «Классики» много родства с Фиат 124. Ведь у классических Fiat 124 много двойников. И «испанец» SEAT 124, и турецкие Tofas Serce или Murat 124, также индийский Premier 118NE, ещё и болгарский Pirin-Fiat, и другие. А 2105 появился в 1980 году, раньше всех в своей «семейке», и, хотя является довольно серьезной модернизированной версией ранее выпускаемых автомобилей ВАЗ «классической» компоновки, например, усилен кузов, расширена колея, что улучшает управляемость и устойчивость, и т. д., но всё же, в основе тот же Fiat 124.
2. Значительный набор опций
Но российский вариант самый продвинутый, даже на фоне Фиат 124! Так после ВАЗ-2101, появились 2103 и 2106, потом и настал час 2105.
Так вот, на него держатся все его «производные», помимо экспортного варианта LADA Riva, в том числе и варианта с правосторонним рулём, и даже модификации с «автоматом» (это трёхступенчатый агрегат 3L30 (или TH180), от компании General Motors!), также и универсал 2104 (годы его выпуска 1984 – 2006 г.). И более «люксовый» седан ВАЗ-2107 "Жигули" (дебютировал два года спустя, и через такое же время покинул конвейер: 1982 – 2012 г.в.).
И даже ВИС-2345 — пикап полурамного типа, выполнен именно на базе версий седана - ВАЗ-21053 и 21054! И ещё те «турки», «индус», «болгарин» и другие не имели такого крутого оснащения, как «Пятёрка и Компания», тут был электрообогрев заднего стекла, причём в стандартном оснащении, и много опций. Хоть и примитивный, но всё же электропакет (передние стеклоподъёмники), разные цвета кузова, где есть даже металлик, литые диски, более качественный салон (особенно для экспорта), или инжекторные моторы, пятиступенчатые трансмиссии.
И, например, в середине 2000-х 1,7 литровые инжекторные моторы прямо в автосалоне могли получать чип-тюнинг и выдавать 85 л.с.!
Но в середине нулевых такой "прогресс" был уже не очень то и интересен.
3. Разнообразные и мощные двигатели
У советского ВАЗ много моторов объёмом от 1,2 до 1,7 л, где есть и карбюраторные, и впрысковые, и даже дизели! Это не просто превосходит ФИАТ 124, а даже скорее похож на немецкий ассортимент, особенно с учётом дизеля. Так, это мотор ВАЗ-341, его мощность 50 сил (крутящий момент 92 Н*м), а обычную гамму мощностью 58-85 сил открывает двигатель 1,2 л, наследство от «Копейки», и топовый 1,7-литровый, который со временем стал инжекторным.
А что есть помощнее?
Это 2107, точнее ВАЗ 21079 выдаёт до 140 л.с., с роторным, двухсекционным двигателем, который имеет «двойника» ВАЗ 21059. Мелкосерийные спецмодификации для спецслужб - ГАИ, МВД и особенно КГБ, с роторно-поршневым карбюраторным мотором Ванкеля, серии ВАЗ-4132. Объём 1,3 л, его данные 120 или 140 л. с., крутящий момент 179-186 Н·м. «Максималка» 175-185 км/ч, разгоняется до сотни за 9,0-10,0 сек. Его любили за неприметность, обычная с виду «Пятёрка» в 1980-х, и даже 1990-х, налегке догонял многие иномарки.
А еще?
Но не только эти «догонялки» удивляли и удивляют ныне. Сравнение: «горячий» 124, то есть Abarth Rally с 16-клапанным 1,8-литровым мотором выдаёт 128 л.с. (выпускался в 1972–1973 г.). И вариант 2000 (почти с двухлитровым мотором - 1,9 л), мощностью 115 л.с. (1979 г.в.). Как видно они уступали «русским». Так, в Европе в своё время выступали болиды под именем LADA 2105-ВФТС, или они же LADA-VFTS! Их мотор меньше чем у рассмотренных Фиата, всего 1,6-литровый, но он выполнен по всем гоночным канонам. Выдают минимум 160 сил. при нереальных для «Жигулей» 7.000 об/мин. Да и «момент» этого атмосферного мотора впечатляет - 165 Н·м, и обороты, на которых он доступен. А именно при 5.500 об/мин.
Ведь у многих «классических» моторов при 5.600 достигается максимальная мощность, и чуть позже красная линия! Вот во что превратили жигулёвский мотор, подвергая столь глубокой модернизации.
Свою роль в форсировке двигателя помогает применение спортивных распредвалов и карбюраторов WEBER 45. Сначала были спортивные четырёх – а потом и пятиступенчатые МКПП, с кулачковыми муфтами включения. В итоге он прошел омологацию FIA по группе «Б». И про него знают в Швеции, Германии, Норвегии, Австрии, Финляндии, Колумбии, Панаме, Иордании и не только. Кстати, если выбрать для скоростных прямиков так называемую «длинную» пару, то относительно долгий разгон - 8,1 секунды до «сотни». Однако это гарантирует 200 км/ч «максималки». Или всего 180 км/ч, но зато разгон всего 6,6-6,8 секунд до сотни, если «короткая» пара! И у него резерв, у некоторых гонщиков он форсирован до 180-200 сил, увеличен объём до 1,8-1,9 л, и даже снимали и 240 «лошадок»!
Есть и редчайшие авто, они уже как концепты - ВАЗ-2105-T16 с увеличенным мотором объемом 1,8 л., да ещё с 16-клапанной головкой, с турбонаддувом, мощностью под 250 л.с., и даже 300 сил!
В итоге такие оригинальные монстры 1982-1986 г.в., редкие. Как какой-нибудь эксклюзивный вариант классических Porsche 911 или Mercedes-Benz! И некоторые такие до сих пор участвуют в любительских ралли, или гонках и выставках, авто-шоу. Где принимают участие такие классические «звёзды», как Ford Escort RS, или Porsche 911 2,7 RS, или Lancia Integrale Peugeot 205 WRC и другие легенды!
А у вас были автомобили классических моделей ВАЗ?
Ностальгируете или теплых воспоминаний не осталось?