Найти в Дзене
Такси.Stories

Во что Яндекс превратил такси за 10 лет?

Яндекс отмечает 10-летие своего подразделения такси. Давайте обсудим плюсы и минусы того, что подарила нам новая эпоха!

Здравствуйте! На этом канале я делюсь своим опытом работы в московском такси, а также рассказываю интересные истории своих пассажиров. Сегодня - о прошлом и настоящем!

Для начала давайте вспомним, каким такси было лет 25 назад. В те годы я и не думал, что сам стану таксистом. Был у нас на работе хороший мужик, Витя. Его дочь поступала в МГУ и ему отчаянно нужны были деньги. Была у него новенькая "шестёрка" - ВАЗ-2106. За ней он ездил в Тольятти. Обратно гнал с какими-то липовыми номерами, чтобы бандиты не останавливали.

Витя решил подзаработать - "побомбить" - так это тогда называлось. Приехал он к метро, встал. Через минуту к нему подошли крепкие ребята и объяснили, что проколят ему колёса, а самого изобьют. А если он хочет тут стоять - должен платить кооперативу.

Вспоминаете? Взято из Яндекс.Картинки для ознакомления
Вспоминаете? Взято из Яндекс.Картинки для ознакомления

И Витя вступил в так называемый кооператив. Возил людей от метро по району. Такса была 300 рублей за совсем рядом, 500 рублей - подальше. Точно цены я сейчас уже не помню, четверть века прошло. Но по нынешним деньгам - уровень примерно такой. Более дальние поездки братки оценивали отдельно.

Деньги с каждого заказа уходили держателям кооператива. Бандитам, проще говоря. Рэкет-сервис, помните такое? Они охраняли территорию от чужаков. Витю взяли из-за новой машины.

Ещё раз я был свидетелем, как Витя воспользовался услугами кооператива. Утром он оставил свою новую "шестёрку" у работы на уклоне. Затянул ручник и включил заднюю передачу. Собравшись вечером уезжать домой, он обнаружил, что передача не переключается. Что-то там надломилось, заклинило. Зато задом автомобиль ехал замечательно!

Тут и приехали его друзья-кооператоры. Отвезли тачку в свой сервис. Тоже не бесплатно, думаю. Но найти поздно вечером эвакуатор в то время было непросто!

Его "шестёрка" была самым новым авто в кооперативе у метро. Остальные были куда старше. Витя был интеллигентным мужчиной, не курил. Его коллеги - пыхали прямо в машине, не стесняясь пассажиров!

Потом пришёл Яндекс. Взяли уберовскую модель, адаптировали под Россию. Сначала заманивали водителей низкой комиссией, хорошими ценами. Позже, как водится, плюшки кончились и комиссия начала расти, а цены падать.

Яндекс отмечает свой юбилей в такси
Яндекс отмечает свой юбилей в такси

Водители пытались бастовать, но это не давало особого эффекта. Яндекс завоевал главное - пассажира. Безусловно, такси в телефоне - удобнейшая штука. Ты точно знаешь, что к тебе приедет более-менее нормальный автомобиль, с более-менее адекватным водителем. Его данные есть у сервиса. Ваша поездка отслеживается.

И главные приоритеты: фиксированная цена, известная заранее; время поездки и быстрота подачи. С этим не может соперничать никакой кооператив у метро.

Именно из-за этого - популярности у пассажиров - возврата к прежнему не будет. Не вернутся те времена, когда пассажир стоял с протянутой рукой или шёл на поклон к ватаге таксистов у метро/вокзала/аэропорта... Никому не хочется узнать одну цену, которая непредсказуемо вырастет за время поездки.

Но те доходы, о которых иной раз рассказывают бывалые таксисты, Яндекс убил. Это факт. Сейчас, чтобы заработать, таксисту приходится работать по 12 часов в сутки. Что не лучшим образом влияет на безопасность движения. Это тоже факт.

С другой стороны, те же бывалые таксисты рассказывают о довольно частых случаях, когда пассажиры сбегали, и водитель оставался без денег. А жаловаться некому! Сейчас таких случаев мало. В последний раз от меня сбегали летом. Яндекс тогда компенсировал это промокодом. Больше половины пассажиров эконома платят картой. Если бы наличку запретили, я был бы только рад!

Такси стало цивилизованнее. В сервисе есть ограничения по возрасту автомобиля, манере езды водителя на заказе и т.д. Система оцифровала водителя, навесив на него кучу показателей типа активности, баллов, приоритета и т.д. Системе так понятнее.

Вот с пассажирами дело обстоит хуже. Водитель может поставить пассажиру плохую оценку. Но, положа руку на сердце, признаем, это ни на что не влияет. Пассажира точно так же увезут.

Два случая на эту тему. Один раз взял заказ - оценка пассажира три балла. Воображение уже рисовало безумного хулигана! Оказалось, нормальный мужик. Молчал всю дорогу, сдачу округлил в мою пользу. Но кто-то его жёстко заминусил. Другой пассажир очень переживал, что из-за плохой оценки его больше никто не повезёт. Потом понял, что его заказы берут, и на это можно вообще не обращать внимания.

Также и пассажиры минусят водителей почём зря! Сколько было совсем несправедливых оценок!

Я с Яндекс.Такси только треть от 10-летнего срока. После 45 лет столкнулся с тем, что новую работу за достойные деньги сложно найти. Хотя и знакомых много и сам не дурак. Однако жизнь распорядилась по-своему. И знаете, теперь я уже не хочу ни в какой офис, ни к какому начальнику. Дудки! А денег - не меньше, чем у менеджера среднего звена.

Новая реальность создаёт новые рабочие места, нового типа. Посмотрите на улицу, сколько там таксистов, доставщиков, курьеров... А сколько мастеров разного рода работает через онлайн-платформы! Мне кажется, это замечательно, что людям дали возможность зарабатывать.

Сам Яндекс, кстати, неплохо зарабатывает на перевозках. Доля вполне сравнима с основным доходом от поисковика.

Мне не стыдно поздравить компанию с 10-летием такси! Пусть не всё гладко, но я вижу улучшения, движение вперёд! И нет, Яндекс мне за это не заплатил!

Скрин приложения
Скрин приложения

Желаю всем денег, добра и спокойствия!