Найти в Дзене
Advance

Как быстро запоминать информацию надолго: потенциал нейронных связей

Оглавление

Как правило, большинство полученных в школе знаний взрослому человеку вспомнить сложно. Безусловно, какие-то заученные фразы вроде «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...» или «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» сохранились, но все остальные данные давно стёрлись из памяти, нейронные связи разрушились.

Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

Всё потому, что сильны только нейронные связи, закреплённые жизненным опытом, эмоциями или многократным повторением и использованием на практике.

Что такое нейроны

Нейроны — структурные единицы мозга — очень отличаются от остальных клеток организма человека.

Во-первых, эти клетки действительно не делятся. В человеческом теле есть ткани и органы, клетки которых постоянно делятся и обновляются на протяжении жизни. Это кожа, слизистые, ногти, волосы. Клетки же нервной системы к моменту рождения уже практически не делятся, а по мере взросления и развития детского мозга нейроны взрослеют вместе с ним. Они увеличиваются в размерах, обрастают многочисленными отростками и учатся связываться друг с другом.

Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

Во-вторых, нейроны очень длинные. Некоторые из нейронов могут достигать метра в длину и тянутся от головы до спинного мозга. Эта длина достигается за счёт клеточных отростков, способных прорасти наполовину длины туловища хозяина. Любознательные учёные даже пытались примерно рассчитать длину нервных клеток коры мозга и получили значение в 1000 миль, то есть около 1610 км!

В-третьих, нейроны очень чувствительные и хрупкие. Из-за такой длины очень трудно уследить за расположенным далеко от мозга отростком и не повредить его. Именно поэтому мозг очень чувствителен к любым воздействиям, будь то недостаток кровоснабжения, инфекция, интоксикация или травма. Нейроны необходимо беречь с юного возраста, ведь количество и качество нейронных связей определяют потенциал мозга.

Уровни потенциала и знаний

Существует три уровня потенциала мозга: нулевой или близкий к нему, средний и максимальный. Им соответствуют три уровня знаний: узнавание, воспроизведение и применение. Кривая забывания, она же кривая падения потенциала мозговой деятельности, неумолимо стремится к нулю. Однако это стремление для разных потенциалов и уровней знаний отличается.

Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

Если для потенциала, близкого к нулю (уровень узнавания), эта кривая похожа на траекторию падения камня, то для максимального потенциала (уровень применения) кривая не опускается вообще или под минимальным углом. Для среднего потенциала кривая забывания похожа на детскую горку — медленный разгон и стремительное падение.

Знание на уровне узнавания равно полному отсутствию знания. Знание на уровне воспроизведения практически бесполезно.

Если врач знает о сердечно-лёгочной реанимации, но никогда её не применял на тренажёрах и на практике, он вряд ли сможет кого-то спасти. Значение имеет только знание на уровне применения.

Такие навыки остаются с вами навсегда подобно навыкам синхронного перевода, вождения автомобиля, езды на велосипеде или плавания.

Стадии обучения

Когда мы приобретаем какой-либо навык или знание, то проходим четыре стадии обучения: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.

На первом этапе мы не имеем представления о каком-то знании, не догадываемся о его существовании. На второй стадии мы уже знаем, что это знание существует, но ещё не разбираемся в нём или не умеем его применять. Затем, на стадии осознанной компетенции, нам уже проще работать с полученным знанием, однако нам всё ещё приходится освежать данные в памяти. И когда мы довели знание до уровня автоматического применения, наступает стадия неосознанной компетенции: нам не приходится задумываться, как выполнить то или иное действие.

-4

Любые знания, не доведённые до уровня применения, до уровня неосознанной компетентности, бесполезны. Для их восстановления всегда требуется изучение материала заново. У истинного знания уровень только один — максимальный. Такое знание доведено до уровня практического применения.