Последний календарный месяц стал рекордным по количеству проведенных IPO на Московской бирже. И пускай скептики говорят, что "денег нет, вот фирмы и устраивают IPO", и пускай в принципе я с ними согласна, но это не делает первичные размещения менее привлекательными для некоторых инвесторов. Или делают?
На следующей неделе вот на биржу планирует выйти Mercury Retail.
Несколько слов о Mercury Retail
Mercury Retail - это владелиц сети алгомагазинов "Красное и белое" и "Бристоль". Обе сети позиционируют себя как "магазин у дома". Причем слияние сетей произошло в 2019 году. В данную сеть также вошли продуктовые магазины "Дикси". После слияния трех компаний на рынке появился крупный ритейл, который, возможно, в дальнейшем планирует конкурировать с X5Retail group. Как говорится, плох тот лейтенант, который не мечтает стать генералом.
Группа компаний старается нарастить количество новых точек продаж. План на 2021 год - 2000 новых магазинов, на 2022 год - 2500, на 2023 - 3000. Цифры удивляют. Поскольку бизнес растет быстро, выручка тоже не отстает. За 1 полугодие 2021 года она выросла на 26.5% относительно того же периода прошлого года.
Не буду писать про Дикси, с этим магазинов, многие наверняка знакомы не по наслышке. А вот магазин "Красное и белое" мне недавно разрекламировала подруга после того как он открылся у нас во дворе. Оказалось, что в нем продаются дешевые соки. Магазин этот начал быстро пользоваться спросом, я прям удивилась количеству посетителей в нем.
Про само размещение
Что касается самого IPO, если ничего не изменится, оно состоится уже совсем скоро. Брокеры начали прием заявок на участие в нем. Ходят слухи, что желающих уже столько, что книга заявок покрыта целиком. Судя по всему, размещение пройдет отнюдь не по нижней границе, как это было с Ренессансом. Заявки принимаются до 4 часов 9 ноября 2021 года. Ориентировочный диапазон цен за одну акцию от 450 до 488 рублей, что будет соответствовать капитализации компании 12-13 миллиардов долларов. Ранее после слияния Бристоля, Дикси и Красно-Белого, стоимость компании оценивалась значительно меньше. Эксперты полагают, что при такой цене значение индикатора P/E составит 24,1–26,1, для сравнения у основных конкурентов этот показатель ниже:
- X5Retail group - 17.92;
- Магнит - 15.65;
- Лента - 6.3.
Аналогии с другими компаниями
Если верить красивой презентации моего брокера, Mercury Retail опережает своих конкурентов по многим показателям: росту выручки, маржинальности бизнеса и росту продаж. Но надо понимать, что эти показатели к сожалению не влияют на прямую на стоимость акций. Приведу пример: за первое полугодие 2021 года выручка трех сетей выросла относительно аналогичного периода прошлого 2020 года, у X5 Retail group рост составил почти 10%, а котировки компании за это время упали почти на 10%. Да, тут имел место "высокий старт", но факт остается фактом, выручка может расти, а котировки падать.
Красное и белое можно сравнить с X5 Group по темпам наращивания новых точек продаж. В этом компании очень похожи. Но если акции Mercury Retail будут расти как у X5, +20% за 5 последних лет, мне этого малова-то.
Риски размещения
В конце 2018 года на всю страну шумели новости о том, что в компанию Красное и Белое пришли силовики, причем по всей стране. Потом поползли слухи о том, что сеть магазинов будет закрыта. А потом стало известно, что компанию перевели в офшор. Вроде бы эта история с обысками уже закончилась, но репутацию компании она подпортила. Надеюсь, что подобные истории не повторятся.
Сейчас на IPO акционеры частично продают свои доли в бизнесе. Это не плохо и не хорошо, но это значит что от продажи актива в данный момент получит прибыль только несколько человек - прежние владельцы долей. Данное размещение не добавит денег в развитие бизнеса.
Как я уже писала, стоимость акций кажется завышенной. А что бывает, когда стоимость компании перед IPO кажется завышенной можно посмотреть на примере сети магазинов у дома - FixPrice. В свое время я тоже писала о том, что их стоимость кажется завышенной, а спустя 9 месяцев они торгуются на 18% ниже цены размещения.
Также существует риск принятия законов более жестко регулирующих сферу деятельности компании. У нас уже существуют определенные ограничения на продажу алкоголя, у любой момент они могут быть расширены, что может нанести вред бизнесу Mercury Retail.
Тут очень тонкая грань, что такое "завышенная" цена, а что такое "нет". Сеть магазинов активно развивается и ее акции могут хорошо подорожать за счет роста бизнеса. Но сразу после размещения может пойти и удешевление актива. Лично я не буду делать большую ставку сразу. Я скорее рассматриваю вариант приобретения акций в дальнейшем, если пройдет их удешевление.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.