Найти тему
Киновед в штатском

"Ромео+Джульетта" База Лурмана – 25! Несколько любопытных фактов о самой кассовой экранизации Шекспира

Оглавление

Кино 1990-х для каждого свое. Кто-то в восторге от масштабов Джеймса Кэмерона, кому-то ближе эксперименты Дэвида Финчера, для кого-то эпоха характеризуется взлетом ромкомов и психологических триллеров. Я люблю 90-е за разнообразие и необычные сочетания жанров, поэтому "Ромео+Джульетта" База Лурмана для меня не просто отличное кино с фантастическим саундтреком и невероятным кастом, это символ времени, эпохи, в которой всё было возможно – даже Шекспир под музыку Garbage, The Cardigans и Radiohead. Уникальной экранизации бессмертной трагедии Уильяма Шекспира сегодня исполняется 25 лет. Это отличный повод не только пересмотреть ленту, но и открыть некоторые тайны ее создания. Приготовил для вас небольшой путеводитель по "Вероне" 1996-го...

-2

Съемки проходили в Мексике

В картине Лурмана явным образом не указывается, где географически расположилась его вымышленная Верона, но нам совершенно очевидно, что это не Италия и даже не Европа. Я бы предположил, что сюжетно это юг Калифорнии, но съемки картины проходили не в США – режиссер увез съемочную группу в Мексику. Городские пейзажи фильма были отсняты в Мехико и Веракрусе, особняк Капулетти – это замок Чапультепек в окрестностях столицы Мексики, пляжи снимались прямо рядом с жилыми кварталами того же Веракруса. Любопытно, что авторам ленты почти не пришлось создавать вручную крупные декорации – даже покосившиеся хижины и заброшенный театр достались кинопроизводителям от властей в безраздельное пользование на время съемок.

-3

Бандиты похитили стилиста

Съемки фильма сопровождались множеством проблем и неудобств, но самым странным происшествием на площадке стало самое настоящее похищение стилиста. Некие злоумышленники натурально выкрали по дороге со съемок в отель Альдо Синьоретти, парикмахера и гримера, работавшего в команде Лурмана. Синьоретти – опытный кинодеятель, начавший карьеру еще в 1970-е и отметившийся на таких проектах как "Суспирия", "Скалолаз" и "Банды Нью-Йорка", так что с разборками местных банд преступление не увязывалось. К счастью, злодеи потребовали за стилиста выкуп размером всего в 300 долларов, а потому Альдо быстро вернулся к своим. Но работу продолжить не смог – бандиты сломали ему ногу.

-4

Лурман начал съемки с постельной сцены

Далеко не всегда режиссеры снимают свой фильм в том же хронологическом порядке, в котором сцены расположатся в итоговой картине – чаще логистика производства требует снимать кино "вразнобой". В случае с "Ромео+Джульетта" Лурман тоже снимал эпизоды в произвольном порядке, но придерживался при этом определенных целей. Чтобы сплотить Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс, игравших заглавные роли, он начал съемки с... постельной сцены. Самая психологически сложная работа помогла партнерам растопить лед между друг другом и найти, как ужасно это ни звучит, точки соприкосновения. Обычно интимные сцены заставляют всю группу нервничать, но здесь режиссер быстро преодолел сложный этап и ослабил напряжение на площадке.

-5

Реальный ураган разрушил съемочную площадку

В фильме есть впечатляющая сцена, в которой Тибальт идет к Ромео, чтобы если не убить его, то хотя бы вызвать на драку. Два клана встают стенка на стенку, но Ромео не хочет драться с братом своей возлюбленной. Стычка заканчивается смертельным ранением Меркуцио, и когда из уст приятеля Ромео срываются проклятия в адрес двух уважаемых семейств на заднем плане раздается грохот грозы. Непогода в данном случае не нарисована на компьютере – на Мексику действительно надвигался крупный ураган, который обрушился всей своей мощью на побережье буквально через пару часов после того, как Лурман просигналил "Стоп! Снято". Актерский состав был взбудоражен атмосферой, освещение было фантастическим и съемки продолжались до тех пор, пока это было возможно. Буквально через несколько минут после завершения работы декорации были разрушены стихией.

-6

Уловка с лифтом

Поскольку съемку даже самых простых сцен сопровождает обилие техники – громоздкие камеры, микрофоны, свет – вести работу в небольших замкнутых пространствах порой оказывается сложнее, чем в космосе или под водой. В "Ромео+Джульетта" есть эпизод поцелуя в лифте, и чтобы снять его, Лурману пришлось проявить чудеса изобретательности. Дабы стены лифта не мешали пролету камеры, их сделали съемными и убирали, когда камера через них проходила. Одновременно с этим вокруг ДиКаприо и Дэйнс перемещали конструкции, изображавшие этажи – то есть "лифт" стоял на месте, а здание проезжало рядом с ним. Всё это сопровождалось жутким грохотом, который, к счастью, при монтаже был удален.

-7

Клэр Денс играла в парике

Поклонники "Родины" знают, что у Клэр Дэйнс нет проблем с волосами, но для "Ромео+Джульетта" Лурману нужна была более пышная, объемная и эффектная прическа Джульетты, чтобы она могла конкурировать с локонами Лео. После ряда экспериментов создатели картины пришли к выводу, что спасти ситуацию может только парик. Причем Дэйнс в кадре использовала два варианта накладок – один для обычных сцен и другой для съемок под водой. Сложно сказать, что за специальные волосы используются в эпизодах в бассейне, но выглядит юная влюбленная действительно впечатляюще.

-8

Натали Портман не прошла кастинг

К 1996 году Натали Портман уже зарекомендовала себя яркой молодой звездочкой в роли Матильды в "Леоне" Люка Бессона, поэтому Баз Лурман решил попробовать ее на роль Джульетты. Увы, кастинг провалился – Портман на 7 лет младше ДиКаприо, и Леонардо испытывал на пробах очевидный дискомфорт, играя в романтику с юной партнершей. Как ни старался преодолеть это препятствие режиссер, у Портман и ДиКаприо не получилось достоверного тандема, поэтому Натали пришлось отказать и взять на ее место чуть более взрослую Дэйнс.

-9

Пистолет – это новый меч

Одна из самых интересных вещей в адаптации Шекспира Лурманом – это сохранение многих деталей, которые в 20 веке выглядят неактуальными. Ярчайший пример – замена клинков на пистолеты. Лурман оставил текст классика, и его персонажи продолжают называть свое оружие мечами, хотя в руках держат пистолеты, украшенные гравировками с семейными гербами и религиозными символами. Даже когда речь заходит про "длинный меч", Тед Монтекки достает дробовик. Иногда это выглядит наивно и даже смешно, но в таком любопытном подходе есть свое обаяние.

-10

Лурман до фильма ничего не знал о ДиКаприо

Сегодня сложно представить на месте Лео другого актера, но на самом деле Ромео писался вовсе не под ДиКаприо, Баз Лурман, по его признанию, даже не знал о существовании этого молодого актера. На этапе подбора актера на ведущую роль режиссер перебирал множество кандидатов, а Леонардо впервые увидел на случайном фото, снятым папарацци. Лурман сразу заявил, что это именно тот типаж, который ему нужен, и очень боялся, что актер будет занят где-то на других съемках. К счастью, Лео был свободен, а сценарий его настолько восхитил, что он на свои деньги рванул в Австралию к Лурману, чтобы договориться о совместной работе.

-11

Только один актер говорит пятистопным ямбом

Поэзия Шекспира всегда подчинена строгой математике и соответствует понятиям и стандартам своей эпохи и жанру, в котором написано произведение. Так, "Ромео и Джульетта" написана пятистопным ямбом, что накладывает определенные ограничения на произносимые героями диалоги и, соответственно, на актерскую игру. Дабы избежать трудностей с декламацией стихов, Лурман переписал диалоги и практически убрал из них рифму. Однако, один из персонажей говорит-таки в кадре так, как это было задумано Шекспиром. Пит Постлтуэйт, сыгравший отца Лоренцо, отстоял право декламировать Шекспира в оригинале – и этим определенно добавил ленте солидности.

-12

В фильм приглашали Марлона Брандо

Кстати, об отце Лоренцо – эту роль Баз Лурман изначально предложил Марлону Брандо. Дело в том, что студия посчитала наличие одного только ДиКаприо недостаточной мотивацией для зрителей идти в кинотеатры, а вот имя звезды уровня Брандо на афише заметно поднимало престиж постановки. Лурман с этим был согласен, а потому написал звезде "Крестного отца" и "Апокалипсиса сегодня" персональное письмо с приглашением. На что получил ответ о временной невозможности Брандо работать в кино, поскольку он столкнулся с "семейными проблемами". Под расплывчатой формулировкой следует понимать приговор суда сыну актера по обвинению в убийстве своего приятеля, произошедшего в калифорнийском особняке Брандо.

-13

Лурман лично просил Тома Йорка написать песню

Середина 1990-х – время фантастического взлета популярности британского музыкального коллектива Radiohead – альбомы "The Bends" и "OK Computer" стали настоящими суперхитами. В саундтрек "Ромео+Джульетта" вошла не самая известная композиция рокеров "Talk Show Host", но Лурман захотел пойти чуть дальше и обратился к Тому Йорку, фронтмену "Радиоголов", с просьбой написать песню специально для фильма. Предложение сопровождалось кассетой с нарезкой кадров из фильма, которые должны были дать музыкантам прочувствовать атмосферу истории. Radiohed действительно написали песню "Exit Music (for a Film)", но в картину она почему-то не вошла. Услышать ее можно на том же "OK Computer".

-14

Фильм был ответом на высокомерие учителей Лурмана

Любому зрителю очевидно, что "Ромео+Джульетта" находится чрезвычайно далеко от того, что принято считать "традиционным Шекспиром", и судя по всему Лурман намеренно наращивал дистанцию между классическим восприятием и своей картиной. Режиссер рассказывал, что еще в школе его ужасно раздражало высокомерие учителей, считавших, что Шекспир доступен только избранным, что понимание английского классика – это дар и основание для того, чтобы войти в какой-то "клуб избранных". Лурман же всегда стоял на позиции, что комедии и трагедии Шекспира понятны любому, а его сюжеты вполне могут трансформироваться и подстраиваться под актуальные тренды. Кажется, сломать устои режиссеру удалось – в его руках любовь XVI века ярко засверкала и в веке ХХ-м.

-15

Шекспировские "пасхалки"

В дополнение к вышеозначенному стоит упомянуть и то, что Лурман вставил в свой фильм множество разнообразных отсылок к творчеству Уильяма Шекспира. Все перечислить их будет сложно, но стоит отметить название бара, который посещают Ромео и Бенволио – "Театр Глобус". Также яркими получились превращенные в рекламные слоганы цитаты из произведений английского классика. Например, в открывающих сценах можно увидеть щит на заправке со словами "Add more fuel to your fire" (Подлей топлива в огонь), взятыми из трагедии "Генрих VI".

-16

Дэйнс и ДиКаприо дружат до сих пор

Зрители всегда замечают, когда между актерами на экране отсутствует "химия". К счастью, фильм "Ромео+Джульетта" стал примером того, как молодые актеры буквально перевоплощаются в настоящих влюбленных, а после окончания съемок остаются близкими друзьями. Клэр Дэйнс и Леонардо ДиКаприо сдружились во время работы над картиной и продолжили дружеские отношения после команды "Стоп!". По словам актрисы, дружба со временем лишь окрепла, а вокруг тандема "Ромео" и "Джульетты" уже выросло собственное сообщество родных и близких.

-17

Это самая кассовая экранизация Шекспира

Если заглянуть в базу данных портала IMDb, то мы увидим, что Шекспира так или иначе переносили на экраны больше полутора тысяч раз. Адаптации были самыми разными: бюджетными и масштабными, их делали дебютанты и маститые мэтры, они были максимально приближены к классическому тексту и максимально переосмыслены. Многие экранизации получили похвалы от критиков, получали призы и премии, входили в подборки лучших картин в разных категориях. Если же говорить о Голливуде, то нельзя обойтись без цифры кассовых сборов, и здесь фильм База Лурмана безусловный рекордсмен. "Ромео+Джульетта" при бюджете в 14,5 миллиона долларов собрал в прокате почти 150 миллионов, а на переизданиях и перевыпусках заработал еще больше. Если хотите, этот фильм является и самой кассовой, и самой прибыльной экранизацией Шекспира со времен первого появления Ромео и Джульетты на сцене театра "Глобус".

-18

Какие-то итоги здесь подводить сложно да и бессмысленно – лучше пересмотреть картину, а если на это времени нет, то хотя бы полюбоваться кадрами фильма в многочисленных видеоклипах. Мой выбор – Des'Ree с песней Kissin' You. Астронавт Пол Рад прилагается.

Еще раз всем горячо рекомендую отправиться в ностальгическое путешествие на Верона-бич, "где встречают нас события" – кино классное и заслуживает внимания даже через четверть века после премьеры. Киновед в штатском же двигается дальше, тем для новых материалов скопилось несчесть. Заглядывайте на канал, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не пейте неизвестных жидкостей, и...

-19

Увидимся в кино!

#кино #ромео и джульетта #леонардо ди каприо #баз лурман #уильям шекспир