Найти тему
Хэндмастер

О том, как посчастливилось одному забытому автомобилю

Среди десятков и десятков самодельных автомобилей советского периода, журналы с описанием которых я собираю всю жизнь, есть один особенный – «Ленинград».

Автомобиль Аркадия Бабича "Ленинград" после восстановления
Автомобиль Аркадия Бабича "Ленинград" после восстановления

В СССР государство поддерживало самодеятельных конструкторов, но в то же время жесткие регламенты по габаритам, мощности двигателя и другим параметрам загоняло их в узкие рамки. Да и с запчастями, агрегатами, материалами было непросто. Поэтому большинство самодельных автомобилей собиралось на базе мотоколясок и мотоциклов.

Тем не менее иногда автоинженеры-любители каким-то образом обходили все барьеры и создавали подлинные автомобильные шедевры.

К сожалению, почти все советские самодельные машины кончили свою жизнь на свалке. Поэтому я был уверен, что и автомобиль "Ленинград" постигла та же незавидная судьба. Однако, как оказалось, его спасли.

История удивительная. В 1956 году простой ленинградский инженер Аркадий Бабич представил публике двухместный кабриолет, над которым он работал около 3 лет.

Вторая жизнь автомобиля "Ленинград"
Вторая жизнь автомобиля "Ленинград"

Внешне автомобиль чем-то отдаленно напоминал ГАЗ-12 «ЗИМ», хоть и был намного меньше представительского лимузина. Сходство было не только внешнее - многие узлы и агрегаты Аркадий Бабич позаимствовал у того же «ЗИМа».

На машине была установлена форсированная версия двигателя ГАЗ-51 (как и на "ЗИМе") мощностью в 90 л.с. и объемом 3,5 л. Правда от «зимовской» гидромуфты инженер отказался, он использовал трехступенчатую механическую КПП с обычным сцеплением.

О Бабиче и его автомобиле тогда много писали в прессе. В 1959 году он совершил на своем купе автопробег от Ленинграда до Симферополя (больше 2 тысяч километров).

"Торпедо" и приборная панель, так же позаимствована у ГАЗ-12
"Торпедо" и приборная панель, так же позаимствована у ГАЗ-12

Однако, со временем про эту машину, как и про многие другие самоделки, забыли.

Казалось, ее давно выбросили на свалку, как минивэн Зака или «Тбилисо» Гигошвили-Манукяна. Но «Ленинград», оказывается, сохранили. В 2014 году его купил коллекционер из Латвии. Вернее купил то, что от него осталось. Автомобиль был весь ржавый, разукомплектован, без двигателя.

Реставрация продолжалась 6 лет. За это время было восстановлено все, включая оригинальный цвет (купили ее перекрашенной красно-белой) . Повезло, что сохранилась цветная фотография, случайно сделанная американским фотографом Шульцем в Ленинграде.

Цветная фотография Джона Шульца, сделанная в 50-е годы в Ленинграде
Цветная фотография Джона Шульца, сделанная в 50-е годы в Ленинграде

В 2020 году восстановленный автомобиль стал призёром на выставке «Нестареющая классика», которую проводит музей ретро автомобилей в латвийском городе Биржай и в наминации «Самый красивый автомобиль» на выставке «Rīga Retro 2020».

И «Ленинград» этого заслуживает – он и в самом деле красив.

Авто
5,66 млн интересуются