Среди десятков и десятков самодельных автомобилей советского периода, журналы с описанием которых я собираю всю жизнь, есть один особенный – «Ленинград».
В СССР государство поддерживало самодеятельных конструкторов, но в то же время жесткие регламенты по габаритам, мощности двигателя и другим параметрам загоняло их в узкие рамки. Да и с запчастями, агрегатами, материалами было непросто. Поэтому большинство самодельных автомобилей собиралось на базе мотоколясок и мотоциклов.
Тем не менее иногда автоинженеры-любители каким-то образом обходили все барьеры и создавали подлинные автомобильные шедевры.
К сожалению, почти все советские самодельные машины кончили свою жизнь на свалке. Поэтому я был уверен, что и автомобиль "Ленинград" постигла та же незавидная судьба. Однако, как оказалось, его спасли.
История удивительная. В 1956 году простой ленинградский инженер Аркадий Бабич представил публике двухместный кабриолет, над которым он работал около 3 лет.
Внешне автомобиль чем-то отдаленно напоминал ГАЗ-12 «ЗИМ», хоть и был намного меньше представительского лимузина. Сходство было не только внешнее - многие узлы и агрегаты Аркадий Бабич позаимствовал у того же «ЗИМа».
На машине была установлена форсированная версия двигателя ГАЗ-51 (как и на "ЗИМе") мощностью в 90 л.с. и объемом 3,5 л. Правда от «зимовской» гидромуфты инженер отказался, он использовал трехступенчатую механическую КПП с обычным сцеплением.
О Бабиче и его автомобиле тогда много писали в прессе. В 1959 году он совершил на своем купе автопробег от Ленинграда до Симферополя (больше 2 тысяч километров).
Однако, со временем про эту машину, как и про многие другие самоделки, забыли.
Казалось, ее давно выбросили на свалку, как минивэн Зака или «Тбилисо» Гигошвили-Манукяна. Но «Ленинград», оказывается, сохранили. В 2014 году его купил коллекционер из Латвии. Вернее купил то, что от него осталось. Автомобиль был весь ржавый, разукомплектован, без двигателя.
Реставрация продолжалась 6 лет. За это время было восстановлено все, включая оригинальный цвет (купили ее перекрашенной красно-белой) . Повезло, что сохранилась цветная фотография, случайно сделанная американским фотографом Шульцем в Ленинграде.
В 2020 году восстановленный автомобиль стал призёром на выставке «Нестареющая классика», которую проводит музей ретро автомобилей в латвийском городе Биржай и в наминации «Самый красивый автомобиль» на выставке «Rīga Retro 2020».
И «Ленинград» этого заслуживает – он и в самом деле красив.