Найти тему
Владимирский тяжеловоз

Маркетологи решают, сколько топлива должны есть наши авто. Почему всегда чем меньше расход, тем меньше ресурс двигателя

Топливная эффективность сейчас поставлена во главу угла. Все концерны стараются создать автомобиль, который будет есть минимум топлива, но при этом с вменяемой скоростью передвигаться в пространстве. К настоящему времени инженеры уже настолько усовершенствовали ДВС, что дальнейшее улучшение показателей экономичности будет идти крайне медленно, если вообще оно будет возможно.

Почему? Да потому что ДВС — это уже довольно старая штука. Он появился в конце 19 века, и с тех пор проделал путь от непонятной альтернативы паровому двигателю до сложнейшего агрегата с парой турбин и балансирных валов. Примерно в восьмидесятых годах прошлого века инженеры смогли создать максимально долговечные агрегаты, которые за последние сорок лет были преобразованы в экономичные, но уже отнюдь не столь ресурсные двигатели. Поэтому между ресурсом и расходом есть прямая зависимость...

Надежно, но не слишком экономично
Надежно, но не слишком экономично

Условный двухлитровый двигатель из восьмидесятых будет выдавать немногим меньше сотни лошадиных сил и потреблять при этом литров 12-14 в смешанном цикле. Сегодняшний двухлитровый атмосферник — это 150 лошадиных сил и расход до десяти литров на сотню. Если говорим про турбированные агрегаты, то расход уменьшается в среднем еще на литр-полтора, а отдача возрастает вплоть до 200 лошадиных сил.

Разумеется, инженеры в восьмидесятые и подумать не могли, что с двух литров можно снять двести лошадиных сил. А ведь сейчас не то что двести, и триста, и даже больше могут снять – вопрос только в том, какой ресурс будет у этого двигателя. К сожалению, зависимость здесь четко обратно пропорциональная: чем больше мощность на единицу объема и меньше расход, тем меньше будет ресурс двигателя.

Корейские моторы в этом плане – образец сбалансированности по параметру ресурс/экономичность
Корейские моторы в этом плане – образец сбалансированности по параметру ресурс/экономичность

Сейчас инженеры могут без особых проблем снимать вплоть до 170 лошадиных сил с литра объема, только в гражданских автомобилях такая мощность совершенно не нужна. Поэтому приходится делать нечто усредненное: чтобы двигатель и не разваливался на части сразу после выезда машины из автосалона, но и мощность с расходом были приемлемые.

Идеальный пример — сегодняшние корейские моторы. Они в меру надежные, по крайней мере свои двести пятьдесят – триста тысяч обычно отъезжают без особых проблем, если, конечно, раньше не задерутся. И расход у них вполне приятный: на той же Рио даже по городу с пробками можно в десять литров уложиться, а если "тошнить" 90 км/час по трассе, так и вообще будет литров шесть с половиной – семь.

Для сравнения, двигатель Матиза 0,8 литра ест примерно столько же, только мощности у него ровно в два раза меньше, чем у корейского 1,4
Для сравнения, двигатель Матиза 0,8 литра ест примерно столько же, только мощности у него ровно в два раза меньше, чем у корейского 1,4

В современных условиях делать неэкономичные двигатели, к сожалению, невыгодно. Не все готовы ездить на вечном американском восьмицилиндровом моторе и заливать в него по двадцать литров бензина на сто километров. Многие предпочтут пусть и менее ресурсный, но зато куда более экономичный 1.4 турбо, который по динамике точно не уступит рядовому двухлитровому атмосфернику.

Жаль только, что инженерам в их работе помогают еще и маркетологи, которые весьма навязчиво подсказывают, каким именно должен быть ДВС. Экологичный и экономичный агрегат продать намного проще, чем двигатель с миллионным ресурсом. Да и вообще зачем он такой нужен? Кто тогда через пять лет пойдет в салон за новой машиной? Так и получается, что маркетологи решают, сколько должен расходовать наш автомобиль, а инженеры вынуждены создавать моторы по их стандартам...

Сколько топлива ест ваш автомобиль? Он экономичный или долговечный — третьего не дано.