Итак, возникновение мифа о т.н. Скифском царстве в мировой исторической культуре
Часть 1. Предисловие и необходимый блок вступительных сведений
Часть 2. Технико-диалектические предпосылки разгадки его мифологемы
Часть 3. Возникновение мифа о т.н. Скифском царстве в мировой исторической культуре. Попытка реконструкции
Часть 4. Как т.н. скифская пектораль была найдена
В нашей статье начинается один из самых интересных моментов. Ибо логика ситуации такова, что для начала было бы неплохо порассуждать о том, как вообще возникают клады.
В порядке банальности чуть повторимся. Клад – это зарытые в землю сокровища. Монеты и драгоценности. Слитки драгоценных металлов.
Эти сокровища могут перейти в руки того, кто клад зарывает, как законным, так и незаконным образом. Если незаконным образом, то речь идет о разбое, о разбойниках, которые ощущают преследование и желают от компрометирующей их ноши избавиться. И они лелеют надежду когда-то потом, когда погоня стихнет, вернуться в это же место и его разрыть, но увы… Это получается далеко не всегда. Хотя бы потому, их часто настигает гибель.
Вот именно так, видимо, и был зарыт клад в Косике. Никто о нем не знал и его нашли абсолютно случайно.
А теперь ведем рассуждения дальше. И давайте смоделируем обстоятельства, когда носители сокровищ, те люди, в чьих руках они находятся, перемещаются по землям далеким и обладают ими на вполне законных основаниях, но увы… Увы, ситуация складывается таким образом, что сокровища оказываются обреченными на то, чтобы стать кладом. И давайте опять предпримем попытку зреть в корень, следуя наставлению литераторов, работавших под брендом «Козьма Прутков».
Собственность богата на свои формы. Она может быть распределенной, может быть нераспределенной. Может быть коллективной, не планируемой к распределению между индивидуумами. Может быть частной, фактически уже распределенной. Может быть делегированной путешественникам, и в этом случае первое лицо экспедиции оказывается в роли своего рода казначея. А для самих сокровищ в этом случае четко просматривается их целевая природа как признанной во многих странах формы платежа.
Сами путешественники, ими обладающие, могут выглядеть или в роли посланников метрополии, посланников земли великой, или в роли беглецов. В первом случае сокровища играют роль своего рода финансовой компоненты их перемещений, а во втором – некоего богатства, то ли индивидуального, то ли коллективного, спасаемого от врагов. Иными словами, в одном случае имеет место мирное время, а во втором – военное.
Давайте рассмотрим случай мирного времени. И давайте смоделируем, вычислим, нащупаем обстоятельства, при которых сокровища могли оказаться в земле.
Первое, что приходит на ум – это всякого рода игра в остатки целевого финансирования. Участники экспедиции, волею судеб оказавшиеся в роли распорядителей сокровищ, не могут (или не хотят – ВП) с их остатками возвращаться домой, так как это может вызвать определенные подозрения в их ошибочных финансовых прикидках, что привели к завышенной начальной стоимости экспедиции. А в итоге… в итоге это может вылиться в то, что последующие экспедиции будут финансироваться не столь обильно, что не лучшим образом скажется на их репутации. А финансирования пощедрей очень хочется, ибо при частых экспедициях в страны дальние аппетит имеет свойство приходить во время еды.
Другой вопрос, что они могут абсолютно беспроблемно вернуться с товарами происхождения земель назначения экспедиции.. Но: это другой вопрос. Хотя бы потому, что в землях назначения экспедиции товаров, полезных для метрополии, легко может и не быть.
Решение вопроса? Где-то в землях далеких зарыть сокровища в землю? Вполне возможно. Если это будет обозначено как захоронение, то место сокрытия сокровищ будет иметь сакральный характер, и тем самым будет принята своего рода мера безопасности против разграбления со стороны местных жителей.
Правда, это может потребовать своего рода ритуалики и реального похоронного обряда, когда кому-то достается роль покойника. Но ее решение не очень сложное, ибо на нее вполне может претендовать любая персона, имеющая не наилучшие отношения с окружающими. В случае прекрасной половины человечества в ее роли оказывается та, что вызывает всеобщее раздражение. Почему она его вызывает – это отдельный вопрос. Но в пиар она входит не как представительница прекрасной половины человечества, вызывающая всеобщее раздражение, а как царица некоего мифического царства, в данном случае Скифского, окруженная врагами.. Можно о ней придумать кое-что еще, все зависит от креативного таланта мифотворцев.
Еще, кстати, не исключена физическая смерть участников экспедиции. Тогда те, кто остался в живых, просто хоронят своих товарищей, и совершенно четко осознают, что самая актуальная задача, стоящая перед ними, это задач выживания, а перешедшие в их распоряжение сокровища в условиях дикой местности едва ли могут помочь ее решению.
В случае, если это наслаивается на необходимость неких экспериментальных строительных работ, как мы видим в Египте или на Тамани, возникает требуемое строительное сооружение: подвал, камера, иное здание. И в этом здании обязательно находится место для захоронения: для гроба или саркофага. И это распространяется даже на такие глобальные экспериментальные стройки, как пирамиды. Испытание строительных материалов, связывающих веществ и т.д. Одна из главных тем уже упомянутой статьи О.М. Ворошиловой «Фанагорийский склеп из римского бетона».
Случай со смертью участников экспедиции, судя по всему, мы и наблюдаем в Тыве и на Алтае. Чуть интересней ситуация с Толстой Могилой. Ибо относительно Толстой Могилы мы видим случай поспешного бегства и преследования со стороны врагов. Сокровище должны быть спрятаны исключительно надежно: иначе как объяснить восьмиметровую глубину кургана?
А если так, то на первый план выходят все вариации на темы коллективного нераспределенного богатства рыцарских орденов. Территорией пребывания ближайшего из них к Толстой Могиле была Восточная Пруссия с ее Тевтонским орденом. Сам Тевтонский орден потерпел сокрушительное поражение в начале XVI века, после чего он прекратил свое существование как таковой, и на его территории возникло светское государство. Это говорит и традиционная наука, и автор этих строк как представитель междисциплинарной школы*.
* – с одним отличием – автор этих строк уверенно переносит Грюнвальдскую битву на сто лет на более поздние времена, о чем более подробно в его работе.
Тогда вполне возможно, что рыцари Тевтонского ордена со своими регалиями и сокровищами двинулись тогда, в начале XVI века в юго-восточном направлении. При этом, перемещаясь по этим территориям, они вполне могли отражаться в нарративных источниках как татары, что, в случае формулировании гипотезы об их отождествлении, выглядело бы как весьма неплохая эвфемия.
Это мы в большом количестве наблюдаем у Стрыйковского в «Хронике польской» и «О началах, истоках», причем для последнего есть даже русское издание. Последние главы этих его произведений весьма насыщены битвами с татарами. А еще они могли основывать на своем пути военные поселения, одним из примеров которых является замок Трахтемиров, рыцарский замок на полуострове посреди Днепра*.
* - что самое интересное, сама указанная статья в википедии весьма достойна внимания. Хотя бы потому, что именно Трахтемиров там указан как первая казацкая столица. Еще упомянут король Речипосполитой Стефан Баторий, который указом 1578 учредил реестровое казацкое войско, и даровал запорожским казакам город Трактомиров с монастырем и перевозом.
Здесь интересно еще вот что. Согласно сведениям из сайта «Берлога вольного странника», первое письменное упоминание о Трахтемировском монастыре, построенном в летописном древнерусском городе Заруб на развалинах аналогичного сооружения, датировано 1147 годом. В статье автора этих строк «Роль цикла Диоклетиана в историографии Восточной Европы» с альтернативным названием: "А если разгадка тайн корней хронологии Руси?" описана роль года 1147 в историографии Руси, а заодно в мировой историографии, и четко показано, что эта дата должна символизировать год 1431 как год окончательного и бесповоротного перехода канцелярии папы римского на летосчисление от рождества Христова.
Сами преследуемые некими врагами рыцари часть своих богатств оставили в земле, в курганах, передав ряд сведений о них разве что в виде преданий о Скифском царстве, которых были там приписаны обширные пространства степей Евразии. А сам рыцарский орден постепенно преобразовался в запорожское казачество, которое, как хочется напомнить, организационно оформилось к концу XVI века. Сами казаки себя очень часто именовали рыцарями.
И в этом видится вполне объяснимый интерес западноевропейцев к северночерноморским степям. Может быть, поэтому традиционная история именно туда относят место исхода готов, победивших т.н. древний Рим. Может быть, поэтому, именно туда, в эти степи организовал свою последнюю экспедицию норвежский путешественник Тор Эйердал, в странах бывшего СССР более известный как Тур Хейердал.
На этом будем считать, что основная часть статьи завершена, и в качестве обещанного эпилога даем в первой его части рассказ об открытии скифской пекторали, а во второй – примерный сценарий психологического триллера. И в ее завершении – шуточное сообщение о том, что «Заяц у скифов был символом ума и мудрости», промелькнувшее на одном из тематических форумов в социальной сети «В контакте». Без долгих комментариев с попытками подробного анализа этого факта.
Да, а о самом рубеже хронологической достоверности, упомянутом чуть выше, в научно-популярной книге автора этих строк, фактически научной-популярной версии его диссертации «Как возникла глобальная хронология», а плодотворное применение этого понятия – в его статье «О разгадке тайн иудейского летосчисления».
Проект в целом:
О разгадках тайн т.н. Скифского царства
Часть 1. Предисловие и необходимый блок вступительных сведений
Часть 2. Технико-диалектические предпосылки разгадки его мифологемы
Часть 3. Возникновение мифа о т.н. Скифском царстве в мировой исторической культуре. Попытка реконструкции
Часть 4. Как т.н. скифская пектораль была найдена
Поддержка автора и его единомышленников:
facebook.com/tajnyiudlet - лайки любим phystech.academia.edu/WladyslawPolakowski - наука, лайки и подписки любим https://proza.ru/avtor/wlad115 - + публицистика zen.yandex.ru/id/5dd499640d13017d4ff728ca - Дзен, лайки и подписки любим youtube.com/user/wladmoscow - youtube-канал, лайки и подписки любим
2200 2460 7492 8055, Visa