Я не стыжусь называть себя фотографом-самоучкой. Да, мой путь в фотографии длинный и местами ухабистый, но я сама себя построила и сама себя научила основам. Но, может быть, качественнее и быстрее было бы купить курсы у известных фотографов?
С 2016 года я хваталась за любые крупицы информации, читала старые книги по фотоискусству, покупала книги-бестселлеры, находила журналы на английском в сети, выменивала обучающие материалы у знакомых и даже что-то находила на барахолке. Все выходные и любой свободный час я посвящала себя обучению, в том числе по бесплатным видео-урокам в интернете. Единственное моё стремление было - получить желаемые знания.
В те времена у меня была подруга, дороги с которой в какой-то момент у нас разошлись. Она купила камеру и спросила у меня совета, как быстрее научиться фотографии. В этой статье я расскажу о своём пути и дам субъективные советы фотографам-новичкам.
1. Книги для новичков, фотоблоги и насмотренность
Мои любимые авторы и книги - Лапин (Фотография как), Келби (Ретушь, Цифровая фотография), Ли Фрост (Творческая фотография, Чёрно-белая фотография), Косенко (Живая цифра), но прочла я в общей сложности более 100 книг для новичков. В интернете много списков фотокниг для новичков и профессионалов. Самой первой необходимой книгой, доступной каждому, но многими незамеченной, я бы назвала инструкцию к вашему фотоаппарату. Знание функций и назначений кнопок - начало вашего пути.
К сожалению, чтение книг дат нам 5-10% усвоения информации. Полученные знания необходимо применить либо на практике, либо транслировать и передавать опыт дальше в формате мини-блога и советов по фотосъемке. У меня такой блог был - сначала на базе группы Вконтакте. Сейчас я пишу, в основном, только для Дзена. Великое заблуждение людей в том, что они действительно считают:
Если что-то понятно и просто для меня, это понятно и известно всем!
Передача знаний и опыта - великое богатство нашего общества, но такая цель понятна, увы, не всем.
Я давно уже закончила с книгами по фотоискусству для начинающих и углубилась в другие темы: позирование, свет, цвет, стилизация. Параллельно я изучаю мифы народов, историю искусства, легенды, потому что творчеству необходима фэнтезийная подпитка. Представьте, что книги по фотоискусству для новичков учат вас держать в руке карандаш и правильно строить перспективу, для развития воображения нужны совершенно другие книги и развитие насмотренности с помощью фильмов и живописи.
2. Основы работы фотоаппарата - необходимо ли их изучать?
Многие новички в фотографии считают, что сейчас на рынке довольно продвинутая техника, чтобы просто фотографировать в авто-режиме, а затем поправить настройки в фотошопе. Я заочно знакомилась с плёночной фотографией (по старым книгам для студентов киноакадемий времён СССР) и была удивлена, как много математических формул необходимо было держать в голове, чтобы сделать верный по экспозиции кадр. Да, ретушь была даже в эпоху плёнки, но это вам не два нажатия на кнопки компьютера в режиме real time. Объективно, фотография сейчас намного доступнее и технически проще, чем 30-50 лет назад. И это прекрасно!
Честно, за все годы увлечения фотографией мне не пригодились знания в физике света и внутреннем устройстве аппарата, принцип работы линз, но что действительно пригодилось - это треугольник экспозиции! Я уже писала о том, как важно понять работу всех этих трёх параметров в взаимосвязанной системе:
Не умеете пользоваться фотокамерой? Научу за 5 минут
Изучив лишь, как влияют на друг друга и на итоговое изображение эти параметры в ручном режиме, вы сократите количество бракованных по экспозиции и фокусу кадров. Можно сказать, что это технические основы фотографии. И да, мне действительно удобнее пользоваться ручным режимом на всех устройствах, будь то камера или смартфон, потому что так я могу спрогнозировать итоговый кадр и максимально приблизить его к моей задумке.
3. Композиция - 3 "слона" фотографии
Правил и приёмов в композиции - не так уж много, основные и наиболее популярные можно сосчитать по пальцам двух рук. Кто-то говорит, что знание законов композиции загоняет нас в рамки и снижает уровень случайности в кадре, творческий поиск завершается, так и не начавшись. Я с этим мнением не согласна, потому что чтобы уметь грамотно нарушать законы композиции, для начала необходимо их узнать.
Законы композиции - это не какой-то художественный заговор, это многовековые традиции насмотренности, соотносимые с тем, как работает наш мозг. Грубо говоря, работа, которая считается с законами композиции, по определению не будет отталкивающей для зрителя, потому что он будет интуитивно рассматривать объекты, которые расположены в точках фокусировки.
Основные композиционные приёмы в фотографии:
- золотое сечение
- правило третей
- гармония и баланс (равновесие)
- цельность
- симметрия
- обрамление
- направляющие линии
- диагонали и треугольники
- контраст и ритм
- паттерны и текстуры
- перспектива и др.
Лучшим способом узнать о композиции я считаю изучение картин признанных классиков, походы в музеи, кинематограф и курсы по изобразительному искусству.
4. Цвет или его отсутствие?
После того, как мы узнали о треугольнике экспозиции, устройстве фотоаппарата, композиции, то следующим шагом можно изучать колористику и цветовой круг Иттена.
В искусстве и дизайне существуют гармоничные сочетания цветов - закономерное сочетание их на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Изображения, содержащие гармоничные сочетания, автоматически притягивают внимание зрителя. Буквально, когда мы знаем, какие цветовые триггеры привлекают взгляд зрителя, мы можем управлять его вниманием.
5. Курсы или самообучение?
Моё субъективное мнение - как пользоваться фотоаппаратом и основам композиции можно обучиться самостоятельно. Фотошколы для новичков рассказывают лишь базовую информацию, которую легко можно найти в интернете и бесплатно. Найти хорошую школу - как искать иголку в стоге сена, потому что преподавателей берут буквально по объявлениям на hh. У меня были знакомые, которые платили по 50-60 тысяч за пару недель обучения, но выходили из заведения с красивым "дипломом" и нулевыми знаниями. Конечно, если у вас есть лишние средства и отсутствует мотивация, нужен "надзиратель" и строгие домашние здания - флаг вам в руки. Мне обучение у "гуру" не нравится, потому что большинство людей не умеет учить. У них есть готовый алгоритм в голове и своё "правильное" видение, шаг влево-право - для них немыслимая задача. Нестандартный подход или небанальное творческое видение в них часто вызывает гнев, как грубейшая ошибка у строгого учителя.
Единственное, что для меня ценно - небольшие курсы "повышения квалификации" у фотографов, чей визуальный стиль мне нравится. И к сожалению, даже здесь можно купить "двухчасовую пустышку" за баснословные деньги. Если у вас есть возможность посетить оффлайн мастер-классы известных фотографов, работы которых вас трогают, смело записывайтесь. Любая практическая работа и групповые обсуждения - в разы эффективнее любой, даже самой редкой книги.
6. Светопись - рисунок светом
Фотография - это буквально рисунок светом, поэтому начинающему фотографу важно научиться работать не только с естественным, но и с искусственным светом. Это 90% успеха кадра! И под разные задачи необходим свой способ освещения. Фотограф смотрит на мир совершенно иными глазами, подмечая тени, свет, полутени, рефлексы, блики - и в этом находить красоту, заключённую в объеме!
Лучше всего изучать эту тему в блогах, посвящённых кинопроизводству, и в фильмах и сериалах. Свет в кинокартинах динамичен, а поэтому легко понять, как он влияет на восприятие объекта и сюжета при движении источника или героя съемки. Я, например, собираю скриншоты из фильмов с красивыми сценами в отдельной папке для дальнейшего изучения и повторения на практике.
7. А фотошоп?
Только после изучения основ я бы посоветовала приступать к изучению графических программ и разнообразных "улучшайзеров" для ваших фотографий. Моим заблуждением в далёком 2016 году была мысль:
- Мои фотографии не имеют "вау"-эффекта. Наверное, это потому, что я не использую фотошоп?
И я тратила часы на то, чтобы спасти технически или композиционно неудачный кадр, когда на съемке могла исправить это, изменив настройки или точку съёмки. Сейчас я часто трачу не более 5 минут на ретушь и проявку фотографий, если это не арт- или бьюти-съемка.
Да, фотошоп может здорово "вытянуть" картинку на технически несовершенном устройстве, или когда сюжет происходил молниеносно, а настройки выставить нет времени. Но главное - увидеть этот сюжет и вовремя нажать на кнопку, оказаться в правильно месте в нужное время.
Резюме
Моё субъективное мнение: фотографии можно научиться самостоятельно, буквально не выходя из дома, бесплатно - был бы интернет. Возможно, путь получится длинным, вы совершите миллион ошибок, но главное - учиться на своих ошибках и продолжать идти вперёд.