Найти тему

Кино vs Живопись. Зачем кинорежиссёры цитируют известных художников?

«Кино - это живопись в движении»

Французский кинорежиссер,

сценарист и кинокритик Луи Деллюк

«Хорошие художники копируют, великие — воруют»

П. Пикассо

Конечно, Вы помните, как в финале фильма «Интерстеллар» Х. Нолана герои Брэнд и Купер тянут друг к другу руки, что напоминает знаменитый сюжет «Сотворение Адама» Микеланджело. Зачем этот кадр? Он не только подчеркивает внечеловеческий, внеземной контакт, он отсылает нас к известному творению мастера Возрождения, в нашем сознании отражается вся история человечества.

В своих интервью П. Гринуэй много раз повторял, что «большинство людей визуально безграмотны, ведь в школе их учат читать и писать, но не смотреть»

"Интерстеллар", Кристофер Нолан / "Сотворение Адама", Микеланджело Буонаротти
"Интерстеллар", Кристофер Нолан / "Сотворение Адама", Микеланджело Буонаротти

Интертекстуальность в искусстве — процесс диалогического взаимодействия текстов в плане содержания и выражения авторской мысли как на уровне целого текста, так и отдельных его элементов. Это элементы вызывают в сознании читателя дополнительные смысловые ассоциации, аллюзии, реминисценции и способствуют расширению смысловых границ уже кинотекста.

Картины в кино показывают часто. Иногда они — элемент интерьера, характеризующий персонажа. А иногда вокруг картин закручен сюжет, это когда произведения искусства подделывают, воруют, ищут. Но часто известные картины оживают в кадре.

П. Гринуэй мечтал о зрителе как интеллектуальном партнёре. Кинорежиссер, поставивший свои фильмы постмодернистски, цитирует картины Вермеера, Веласкеса, Брейгеля и Ван Дейка, надеется на диалог культур.

Не следует забывать и о сотрудничестве Сальвадора Дали с режиссером Луисом Бунюэлем, поставленные ими совместно «Андалузский пес» и «Золотой век», сегодня эти фильмы стали уже историей кино.

Цитаты угадываются во многих современных фильмах. А обратились кинорежиссеры к полотнам великих художников еще на заре рождения нового искусства. Таков первый опыт в фильме «Метрополис», Ф. Ланг, 1927

"Вавилонская башня", П. Брейгель Старший (Мужицкий) / Кадр из фильма "Метрополис", Фриц Ланг
"Вавилонская башня", П. Брейгель Старший (Мужицкий) / Кадр из фильма "Метрополис", Фриц Ланг

Это и фильм «Зеркало» Андрея Тарковского, где цитируется картина «Охотники на снегу», Питера Брейгеля

Кадр из фильма "Зеркало", Андрей Тарковский
Кадр из фильма "Зеркало", Андрей Тарковский
"Охотники на снегу", Питер Брейгель Старший (Мужицкий)
"Охотники на снегу", Питер Брейгель Старший (Мужицкий)

Иногда мы видим в фильмах смутно знакомые кадры, и на поверку оказывается, что это отсылки к известным картинам.

Бывает, что режиссер, выстраивая отдельные кадры, берет за основу композицию известного полотна, но зритель может об этом и не догадаться.

В романе «Идиот» Ф.М. Достоевского есть сцена, где отражена ключевая проблема романа в целом. Проблема веры и безверия. Достоевский включает в свой текст картину художника Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу» —

диалог Мышкина и Рогожина (Достоевский Ф.М. "Идиот", ч. 3, гл. VI.)

Ганс Гольбейн Младший. Мёртвый Христос в гробу. 1522 г.
Ганс Гольбейн Младший. Мёртвый Христос в гробу. 1522 г.

Эта же сцена есть и в фильме В. Бортко. Очень рекомендую ее посмотреть, чтобы еще раз обратить внимание на картину в кадре.

Режиссер фильма разрушил традиции иконографической схемы. Он, как и Ганс Гольбейн, изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти. Нет рядом ни учеников его, ни родных, есть только смерть.

« …Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.

— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.

— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!

— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин».

Вот она красота Ф.М. Достоевского. Всем знакома фраза «Красота спасет мир». В тексте ее произносят в грустном, ироничном и почти издевательском тоне два героя — Аглая Епанчина и смертельно больной Ипполит Терентьев. Сам Ф.М. Достоевский никогда не считал, что мир спасет некая абстрактная красота. В его дневниках формула спасения звучит иначе —

«мир станет красота Христова».

Умение созерцать и творить красоту — величайший труд.

В следующем посте нашего канала моя студентка представит интересный материал о живописных полотнах в фильме Фон Триера «Дом, который построил Джек».

А для знатоков киноискусства я рекомендую книгу искусствоведа К.Э. Разлогова «Кинопроцесс ХХ - начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика»

Разлогов К. Э. - Москва: Академический Проект, 2020. - 640 с.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ